Рим., 85 зач., III, 28 - IV, 3.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задам вам, дорогие друзья, откровенно провокационный вопрос: может ли праведник быть... неправильным? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо послушать отрывок из 3-й и 4-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который сегодня читается во время богослужения в православных храмах.
Глава 3.
28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,
30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
Глава 4.
1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
Итак, «праведность» и «правильность» — в чём различие? Чаще всего мы по умолчанию эти два понятия отождествляем: для нас «правильность» тождественна «безгрешности», «безошибочности» — а значит, «праведности». Но о чём говорит апостол? О прямо противоположном: ведь «правильность» — это и есть «чёткое, непреклонное, во всех подробностях исполнение дел закона» — то есть, по-нашему, «правильность». И апостол утверждает: для Бога «правильники» — совершенно необязательно — «праведники»!
В еврейском языке «צדק» (цедек) — слово, которым обозначается и «праведность», и... «правда». И апостол утверждает, что Бог буквально «назначил», «провозгласил» Авраама «праведником» — вовсе не за то, что он это заслужил своими делами, а исключительно по причине его веры! Значит ли это, что дела — не имеют никакого значения, главное — «иметь веру в сердце?» Отнюдь!
Вот как объясняет это затруднение святитель Феофан Затворник: «Вера, проникая дела Авраама, делала их угодными Богу; да она сама и рождала дела. Ибо смотри. — Повелевает ему Бог оставить дом отца, род свой и страну свою и идти в землю, которую покажет ему. Он верует и идёт, не зная куда. Пришёл в землю обетованную. Бог говорит ему: эту землю дам тебе и семени твоему, которое будет многочисленно. Он верует и ждёт. Проходят годы, детей нет, а он всё верует. Вот уже старость бездетная, а он всё верует, что от него будет потомство. И эта вера увенчалась наконец событием. Дал Бог сына — опору надежды на потомство. Но только что он вырос, как Бог повелевает его принести Себе в жертву. Верует Авраам, что так должно, и идёт принести в жертву сына своего, не теряя, однако, уверенности, что, несмотря на то, всё же будет у него многочисленное потомство. Так, у Авраама всё вера и вера. Вера рождала и оживляла дела, сообщая и им, и ему, действующему, особую цену пред лицом Бога.
Вот как, оказывается, различаются «правильность» и «праведность»: правильным — с точки зрения исполнения закона — можно быть и вообще без Бога, ради себя самого и собственного представления о «правильности». А вот настоящим «праведником» быть без Бога совершенно невозможно: ведь только вера в Него, постоянная сверка своей воли с Его волей и даёт силы и вдохновение идти путём праведной жизни — который далеко не всегда — совершенно внешне «правильный» и «безупречный»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.