
Апостол Павел
Рим., 96 зач. (от полу́), VIII, 8-14

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Пожалуй, всем нам хочется благих перемен в самих себе, но при этом что-либо менять особого желания нет. Хочется, чтобы всё произошло как-то само собой. Мы хотим быть христианами, но так, чтобы христианство не доставляло никакого дискомфорта. Однако так не бывает, и христианство не может быть комфортным ни в житейском, ни в физическом смыслах. Именно об этом написал святой апостол Павел в 8-й главе своего Послания к Римлянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 8.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
Апостол Павел очень категоричен, и его слова звучат как приговор всем тем, кто надеется найти приемлемую комбинацию жизни христианской и обычной мирской жизни: «Живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:8). Конечно, с апостолом Павлом очень хочется поспорить, собственно, именно этим мы зачастую и занимаемся, многим из нас кажется, что существует такая версия христианства, которая позволяет войти в Христово Царство без особого напряжения.
Однако дальнейшие слова апостола вполне доходчиво объясняют, почему подобная версия христианства невозможна в той же степени, в которой невозможен и вечный двигатель: «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:10). Мы христиане по сути лишь тогда, когда Дух Божий живёт в нас и через Него живёт в нас Христос. При этом не имеет ни малейшего значения занимаемое нами место в церковной иерархии, не имеет значения и то, какой путь избрал человек — путь семейной жизни или же монашеский. Не имеет значения и то, как человек выглядит, как одевается, использует ли он благочестивые церковные обороты в своей речи. Более того, не имеет значения и количество посещённых им богослужений. Жизнь Духа в человеке проявляется иным образом, она характеризуется отвращением от любого вида греха. Невозможно иметь в себе Дух Божий и одновременно с этим согрешать, либо одно, либо другое, и никакая комбинация здесь невозможна.
У блаженного Августина есть совершенно замечательная мысль, которая раскрывает как слова апостола Павла, так и основную побудительную причину наших повседневных грехов. Святой выразил свою мысль так: «Когда Павел говорит: тело мертво для греха, но дух жив для праведности, он называет тело „мёртвым“, потому что оно смертно. Именно из-за этой смертности недостаток земных вещей печалит душу и возбуждает похоти, на которые не отвечает человек, разумом своим служащий закону Божиему». Если вдуматься, то мы будем вынуждены согласиться с блаженным Августином. Действительно, абсолютное большинство наших грехов неразрывно связаны с требованиями тела: к примеру, всем известное и привычное осуждение имеет своей конечной целью доказать себе и окружающим наше превосходство над теми, кого мы осуждаем, и через это мы пытаемся занять более высокое место в человеческой иерархии. Аналогичную цель преследуют и гордыня с тщеславием, ну а о чревоугодии и говорить не приходится, так как оно совершенно очевидным образом представляет собой яркое проявление страха смерти тела. Подобным образом слова блаженного Августина дают возможность объяснить абсолютно любой грех.
Если же мы вспомним слова апостола Павла о том, что в нас должен жить Христос, то станет ясным и то, что человек, имеющий в себе Духа Божия, начнёт поступать так, как поступал Христос, такой человек ничего не станет делать по причине какого-либо страха, ведь он, как и Христос, будет во всём доверять Богу, будет помнить, что Бог в силах сохранить нас в любых обстоятельствах, ну а если этого не произойдёт, то и в этом — воля Божия, точно так же, как была она в Страданиях и Смерти Христовых, в конечном же итоге воля Божия в полноте явила себя в Христовом Воскресении. Схожий путь, по слову апостола Павла, предстоит и каждому, кто найдёт в себе решимость ничем не согрешить против Духа Божия: «Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема