
Апостол Павел
Рим., 96 зач. (от полу́), VIII, 8-14

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Пожалуй, всем нам хочется благих перемен в самих себе, но при этом что-либо менять особого желания нет. Хочется, чтобы всё произошло как-то само собой. Мы хотим быть христианами, но так, чтобы христианство не доставляло никакого дискомфорта. Однако так не бывает, и христианство не может быть комфортным ни в житейском, ни в физическом смыслах. Именно об этом написал святой апостол Павел в 8-й главе своего Послания к Римлянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 8.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
Апостол Павел очень категоричен, и его слова звучат как приговор всем тем, кто надеется найти приемлемую комбинацию жизни христианской и обычной мирской жизни: «Живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:8). Конечно, с апостолом Павлом очень хочется поспорить, собственно, именно этим мы зачастую и занимаемся, многим из нас кажется, что существует такая версия христианства, которая позволяет войти в Христово Царство без особого напряжения.
Однако дальнейшие слова апостола вполне доходчиво объясняют, почему подобная версия христианства невозможна в той же степени, в которой невозможен и вечный двигатель: «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:10). Мы христиане по сути лишь тогда, когда Дух Божий живёт в нас и через Него живёт в нас Христос. При этом не имеет ни малейшего значения занимаемое нами место в церковной иерархии, не имеет значения и то, какой путь избрал человек — путь семейной жизни или же монашеский. Не имеет значения и то, как человек выглядит, как одевается, использует ли он благочестивые церковные обороты в своей речи. Более того, не имеет значения и количество посещённых им богослужений. Жизнь Духа в человеке проявляется иным образом, она характеризуется отвращением от любого вида греха. Невозможно иметь в себе Дух Божий и одновременно с этим согрешать, либо одно, либо другое, и никакая комбинация здесь невозможна.
У блаженного Августина есть совершенно замечательная мысль, которая раскрывает как слова апостола Павла, так и основную побудительную причину наших повседневных грехов. Святой выразил свою мысль так: «Когда Павел говорит: тело мертво для греха, но дух жив для праведности, он называет тело „мёртвым“, потому что оно смертно. Именно из-за этой смертности недостаток земных вещей печалит душу и возбуждает похоти, на которые не отвечает человек, разумом своим служащий закону Божиему». Если вдуматься, то мы будем вынуждены согласиться с блаженным Августином. Действительно, абсолютное большинство наших грехов неразрывно связаны с требованиями тела: к примеру, всем известное и привычное осуждение имеет своей конечной целью доказать себе и окружающим наше превосходство над теми, кого мы осуждаем, и через это мы пытаемся занять более высокое место в человеческой иерархии. Аналогичную цель преследуют и гордыня с тщеславием, ну а о чревоугодии и говорить не приходится, так как оно совершенно очевидным образом представляет собой яркое проявление страха смерти тела. Подобным образом слова блаженного Августина дают возможность объяснить абсолютно любой грех.
Если же мы вспомним слова апостола Павла о том, что в нас должен жить Христос, то станет ясным и то, что человек, имеющий в себе Духа Божия, начнёт поступать так, как поступал Христос, такой человек ничего не станет делать по причине какого-либо страха, ведь он, как и Христос, будет во всём доверять Богу, будет помнить, что Бог в силах сохранить нас в любых обстоятельствах, ну а если этого не произойдёт, то и в этом — воля Божия, точно так же, как была она в Страданиях и Смерти Христовых, в конечном же итоге воля Божия в полноте явила себя в Христовом Воскресении. Схожий путь, по слову апостола Павла, предстоит и каждому, кто найдёт в себе решимость ничем не согрешить против Духа Божия: «Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер