
Апостол Павел
Рим., 116 зач., XV, 1-7.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В послании апостола Петра есть такие слова, адресованные всем ученикам Христа: «вы — род избранный, царственное священство, народ святой». То есть Церковь — это собрание святых. Нередко мы воспринимаем эти слова слишком буквально. Именно с такими завышенными требованиями мы зачастую подходим к тем, кого встречаем в храме. Однако порой реальность нас сильно разочаровывает. Те, кто ассоциируется у нас с христианством, не оправдывают наших ожиданий. Мы сталкиваемся с их грубостью, хамством, невнимательностью. Подчас нас не принимают, мы ощущаем себя одинокими, покинутыми, никому не нужными. Какое же это общество святых? В особо тяжкие минуты мы не чувствуем не то, что духовности, но даже элементарной человеческой душевности. Как же реагировать на эту проблему? Тот отрывок из 15-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 15.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
Слушая этот отрывок, понимаешь, что и первые христианские общины страдали от несовершенства своих участников. Не случайно же Павел говорит в своём письме о терпении, снисхождении к ближним и о том, что задача христианина научиться думать не о себе, а в первую очередь об окружающих его людях. Если бы не было проблемы, он бы об этом не говорил. На что же нам следует обратить внимание в его словах?
Самое главное, что они адресованы всем без исключения христианам. «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию». Этот призыв обращён к тем, кого Павел называет сильными, то есть обладающими каким-то статусом в общине. И к тем, кого он называет бессильными, то есть тем, кто только входит в церковную жизнь. Иными словами, и к тем, кто имеет возможность обидеть, и к тем, кто не видит перед собой иного выхода, как среагировать обидчивостью на агрессию со стороны сильного. На самом деле и обида, и обидчивость — две стороны одной и той же немощи. Эту общую болезнь отцы Церкви называют гордостью. Говоря простым языком — это эгоизм, болезненная зацикленность на себе. Именно из-за неё мы хотим, чтобы жизнь крутилась вокруг меня одного, а окружающие служили декорацией, на фоне которой разворачивается жизнь главного героя драмы, то есть меня любимого. Поэтому, если что-то идёт не по моему сценарию, кто-то не оправдывает моих ожиданий, я могу или обидеть или сам обидеться. Всё зависит от обстоятельств и от моих возможностей. Когда я начальник, я давлю на людей, когда я новенький, слабый, как ребёнок, и у меня нет силы и поддержки в виде связей, статуса, опыта, я проявляю свою агрессию через слёзы и обидчивость.
Задача христианина, по апостолу Павлу, заключается не в том, чтобы везде и всегда стремиться доказать свою правоту. А в том, чтобы в принципе выйти из этого порочного круга обид и претензий. Подняться над ситуацией. Это касается как сильных, так и слабых. Как начальников, так и подчинённых. Как старожилов, так и тех, кто только пришёл в храм. Каждый должен учиться на самых подступах гасить в себе желание обидеть человека или обидеться самому. Помнить, что это симптомы моей духовной болезни под названием «эгоизм». Если дать ей ход, моя жизнь в Церкви превратиться в череду бесконечных стычек, в непрекращающуюся судебную тяжбу, войну против всех. Это именно то состояние, в котором находится сатана. Как сам он думает, самое недооценённое, непонятое и несправедливо обиженное существо.
Поэтому во всякой ситуации, когда мне хочется изобразить в своих собственных глазах жертву обстоятельств или выместить свои недовольства и претензии на тех, кто слабее меня, необходимо приводить на ум образ Спасителя. Вместо того, чтобы жалеть Себя или предъявлять окружающим претензии, подавлять их Своим авторитетом, Он служил людям. А потому вместо того, чтобы выяснять в своей голове, кто прав, кто виноват, просто совершим поступок. Сделаем какое-то доброе дело. Желательно по отношению к тому человеку, который нас задевает. Действие принесёт мгновенный результат. Претензии исчезнут. На душе станет светло. Так Бог мгновенно откликается на наше усилие перешагнуть через собственную самость. Перешагнуть не в голове, а на деле. Так Он даёт нам силы принимать окружающих людей такими, какие они есть. Даёт нам способность глядеть на мир другими глазами. Именно так в нашем сердце просыпается живое ощущение того, что Церковь, несмотря на несовершенство её участников, это общество святых и любимых детей Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема