
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вы никогда не сталкивались с утверждением, что люди верующие — при всём своём декларативном бескорыстии и любвеобильности — на самом деле — те же самые эгоисты, только «духовные» или «экзистенциальные»? Я с такой мыслью встречался неоднократно. И с первого взгляда ответить на вопрос — действительно ли все христиане духовные эгоисты? — не так-то и просто. Обычный, неверующий человек, вкладывается в земные и нынешние блага, верующий — в небесные и будущие. Но принцип-то «инвестирования» — один и тот же! И там, и здесь — задача — максимальный доход с «вложений»!
В сегодняшнем чтении из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам нам даётся чёткий, однозначный ответ, почему утверждение о «духовном эгоцентризме» христиан в корне неверно. Давайте послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
После слушания этих слов апостола Павла невольно вспоминается эпизод из Ветхого Завета, когда Моисей получил 10 заповедей — а народ, уставший ждать его возвращения, сделал себе золотого тельца и стал ему поклоняться. Представляете, насколько больно было это видеть Моисею, который только что вступил от лица всего народа в завет — договор — с Богом! Однако Моисей не проклял своих людей, но обратился с мольбой к Богу: «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:32).
Другими словами, и Моисей, и Павел готовы были ради приобщения к истине своего народа самим быть подвергнуты проклятию и отлучению от Бога! Ничего себе «духовный эгоизм!» Как-то не очень согласуется одно с другим!
Надо понимать, что слова апостола, о том, что он был готов быть отлучённым от Христа ради самого спасения иудеев, сказаны вовсе не как «риторическая фраза», не для «красного словца». Но он не нашёл лучшего способа описать ту боль, которая разрывала его сердце, когда он видел, насколько далеко отошли его соплеменники от истины — и только небольшая часть их способна это осознать и измениться. Павел готов был самого себя принести в жертву Богу — всю свою и здешнюю, и вечную жизнь — если эта жертва была бы способна хоть как-то повлиять на ситуацию.
Но невозможно принести большую жертву, чем ту, которая была уже принесена на Кресте Христом Спасителем. Невозможно спуститься в ад глубже, чем это сделал Иисус. Всё, что только возможно сделать, чтобы убрать все препятствия на пути человека к истине, — уже Богом исполнено. Единственная проблема, которую Бог не может разрешить, — это право человека быть самим собой. А это значит, что любой может сказать Богу решительное «Нет!» — и это право для Бога — священно и неприкосновенно. Бог может изменить траектории галактик. Остановить, замедлить или разогнать время. Из бездушной материи создать живые существа. А вот принудить человека — не может. Представляете, какова значимость и вес нашей с вами свободы?
Недаром святые отцы часто повторяли, что во многом разрушившееся после грехопадения подобие Божие в человеке всё же сохраняется в виде свободы — которая есть даже у самого страстного, обременённого грехами и зависимостями человека. История христианства знает множество ситуаций, когда казавшийся безнадёжно испорченным, законченным негодяем человек — вдруг словно пробуждался от спячки, встряхивался — и разворачивал свою жизнь прямо противоположным образом. Как и почему это происходило — знают только сам человек и Господь Бог. Но одно можно сказать точно: когда рядом с отъявленным грешником оказывается любящая его душа, которая способна искренне донести до его сознания, что без него вечное блаженство для любящего будет невозможным, — тогда, конечно, шансы сдвинуть глыбу человеческой свободы существенно повышаются!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 20 зач., VIII, 26-39.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Все христиане знают, что нужно регулярно читать Священное Писание. Однако между этим знанием и самим чтением огромный зазор, а потому на исповеди священники постоянно слышат упоминание одного и того же греха: люди каются в том, что они не читают Писание, а если и читают, то мало и редко. Как же приучить себя к чтению Слова Божия? Давайте попытаемся дать ответ на этот вопрос после того, как послушаем отрывок из 8-й главы книги Деяний святых апостолов. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии в православных храмах, и центральное место в нём занимает рассказ о чтении одной из книг Ветхого Завета.
Глава 8.
26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.
34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?
35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
В наши дни иудаизм — это религия евреев. Иудеи не пытаются привлекать к себе кого-либо иного, по этой причине нам неизвестны иудейские миссионеры, действующие, скажем, в юго-восточной Азии или же в Центральной Америке. Однако иудаизм далеко не всегда был таким, каким знаем его мы, и свидетельство тому — только что услышанный нами отрывок книги Деяний, который начался с сообщения о том, что апостол Филипп встретил эфиопа, который приехал в Иерусалим для поклонения. Иными словами, этот африканец воспринимал Иерусалим как место религиозного паломничества, единственным же объектом для паломничества в Иерусалиме в ту пору был Иерусалимский храм. Получается, что эфиоп знал о Едином Боге, более того, у него с собой были священные книги, одну из которых — книгу пророка Исайи — он читал во время встречи с апостолом Филиппом.
Именно с книги пророка Исайи начал свой разговор с эфиопом Филипп: он спросил, понимает ли африканец то, что он читает? Оказалось, что нет, не понимает, и апостол принялся разъяснять. На моменте непонимания нам стоит остановится подробнее, ведь оно нам всем в той или иной степени знакомо, да и вообще: вряд ли существуют те люди, которые бы полностью понимали Священное Писание. Практика показывает, что если кто-то утверждает, что Библия для него не представляет никакой загадки, то такой человек, скорее всего, и вовсе никогда не держал в руках Писание.
Библия — это сборник очень непростых книг. Их сложность — причина того, что наш мозг отчаянно сопротивляется чтению, ведь мозг любит понятное и предсказуемое, а нагромождение древних образов и слов — это совсем не то, что является для него привлекательным. Можно ли каким-то образом обхитрить собственный мозг? Да, можно. Услышанный нами только что отрывок книги Деяний подсказывает, как это можно сделать: нужно остановиться на одном непонятном отрывке, и попытаться его разъяснить через привлечение внебиблейских источников, именно таким источником для эфиопа стал апостол Филипп. Ну а дальше один «расшифрованный» отрывок повлечёт за собой другие, и Библия постепенно перестанет казаться чем-то совершенно непонятным и ненужным. Постепенно она начнёт открывать себя человеку, увлекая его собой всё больше и больше.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим юных спортсменов из детских домов Ярославской области

Каждый год ребята из детских домов Ярославской области при поддержке фонда «Спасибо» принимают участие в разных спортивных событиях. Например, в футбольных матчах или забегах, которые проходят как в регионе, так и за его пределами. У ребят появляется возможность заниматься спортом и развивать свои способности. Кроме этого, воспитанники детских домов знакомятся с другими городами и новыми людьми, в том числе спортсменами, которые становятся для них добрым примером.
Диме 15 лет, впервые он попал на забег в прошлом году. Подросток не планировал участвовать в спортивном состязании. Но его уговорили друзья из детского дома. Они знают, что Дима хорошо бегает, и у него есть все шансы развиваться в этом направлении. Соревнование проходило в городе Ростов Великий Ярославской области, куда съехались люди из разных регионов. Это и спортсмены, и просто любители, как Дима. Парень показал высокий результат, прибежал на финиш четвёртым, обогнав сильных бегунов. С тех пор при поддержке ярославского фонда «Спасибо», он участвует в разных спортивных забегах и ему это нравится.
Благодаря команде фонда ребята из детских домов развиваются в спорте, обретают уверенность и у них появляются цели в жизни.
Вы можете помогать таким ребятам вместе с фондом — организовывать для них разные события, встречи, экскурсии и не только. Сейчас нужна помощь в покупке кроссовок для подростков и в оплате регистрационного взноса на участие в забеге, который состоится 17 мая в городе Мышкин. В нём примут участие 6 воспитанников из детских учреждений Ярославской области.
Чтобы поддержать юных спортсменов, переходите на сайт ярославского фонда «Спасибо».
Записаться в волонтёры: https://bfondspasibo.ru/stat-volonterom
Поддержать фонд и его подопечных, сделав любой благотворительный взнос: https://bfondspasibo.ru/donate
Уточнить подробности можно у сотрудников фонда: +7 (4852) 66-25-10
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианские мотивы в фильме «Зеркало». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в фильме Андрея Тарковского «Зеркало».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер