
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вы никогда не сталкивались с утверждением, что люди верующие — при всём своём декларативном бескорыстии и любвеобильности — на самом деле — те же самые эгоисты, только «духовные» или «экзистенциальные»? Я с такой мыслью встречался неоднократно. И с первого взгляда ответить на вопрос — действительно ли все христиане духовные эгоисты? — не так-то и просто. Обычный, неверующий человек, вкладывается в земные и нынешние блага, верующий — в небесные и будущие. Но принцип-то «инвестирования» — один и тот же! И там, и здесь — задача — максимальный доход с «вложений»!
В сегодняшнем чтении из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам нам даётся чёткий, однозначный ответ, почему утверждение о «духовном эгоцентризме» христиан в корне неверно. Давайте послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
После слушания этих слов апостола Павла невольно вспоминается эпизод из Ветхого Завета, когда Моисей получил 10 заповедей — а народ, уставший ждать его возвращения, сделал себе золотого тельца и стал ему поклоняться. Представляете, насколько больно было это видеть Моисею, который только что вступил от лица всего народа в завет — договор — с Богом! Однако Моисей не проклял своих людей, но обратился с мольбой к Богу: «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:32).
Другими словами, и Моисей, и Павел готовы были ради приобщения к истине своего народа самим быть подвергнуты проклятию и отлучению от Бога! Ничего себе «духовный эгоизм!» Как-то не очень согласуется одно с другим!
Надо понимать, что слова апостола, о том, что он был готов быть отлучённым от Христа ради самого спасения иудеев, сказаны вовсе не как «риторическая фраза», не для «красного словца». Но он не нашёл лучшего способа описать ту боль, которая разрывала его сердце, когда он видел, насколько далеко отошли его соплеменники от истины — и только небольшая часть их способна это осознать и измениться. Павел готов был самого себя принести в жертву Богу — всю свою и здешнюю, и вечную жизнь — если эта жертва была бы способна хоть как-то повлиять на ситуацию.
Но невозможно принести большую жертву, чем ту, которая была уже принесена на Кресте Христом Спасителем. Невозможно спуститься в ад глубже, чем это сделал Иисус. Всё, что только возможно сделать, чтобы убрать все препятствия на пути человека к истине, — уже Богом исполнено. Единственная проблема, которую Бог не может разрешить, — это право человека быть самим собой. А это значит, что любой может сказать Богу решительное «Нет!» — и это право для Бога — священно и неприкосновенно. Бог может изменить траектории галактик. Остановить, замедлить или разогнать время. Из бездушной материи создать живые существа. А вот принудить человека — не может. Представляете, какова значимость и вес нашей с вами свободы?
Недаром святые отцы часто повторяли, что во многом разрушившееся после грехопадения подобие Божие в человеке всё же сохраняется в виде свободы — которая есть даже у самого страстного, обременённого грехами и зависимостями человека. История христианства знает множество ситуаций, когда казавшийся безнадёжно испорченным, законченным негодяем человек — вдруг словно пробуждался от спячки, встряхивался — и разворачивал свою жизнь прямо противоположным образом. Как и почему это происходило — знают только сам человек и Господь Бог. Но одно можно сказать точно: когда рядом с отъявленным грешником оказывается любящая его душа, которая способна искренне донести до его сознания, что без него вечное блаженство для любящего будет невозможным, — тогда, конечно, шансы сдвинуть глыбу человеческой свободы существенно повышаются!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема