Рим., 100 зач., IX, 1-5.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вы никогда не сталкивались с утверждением, что люди верующие — при всём своём декларативном бескорыстии и любвеобильности — на самом деле — те же самые эгоисты, только «духовные» или «экзистенциальные»? Я с такой мыслью встречался неоднократно. И с первого взгляда ответить на вопрос — действительно ли все христиане духовные эгоисты? — не так-то и просто. Обычный, неверующий человек, вкладывается в земные и нынешние блага, верующий — в небесные и будущие. Но принцип-то «инвестирования» — один и тот же! И там, и здесь — задача — максимальный доход с «вложений»!
В сегодняшнем чтении из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам нам даётся чёткий, однозначный ответ, почему утверждение о «духовном эгоцентризме» христиан в корне неверно. Давайте послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
После слушания этих слов апостола Павла невольно вспоминается эпизод из Ветхого Завета, когда Моисей получил 10 заповедей — а народ, уставший ждать его возвращения, сделал себе золотого тельца и стал ему поклоняться. Представляете, насколько больно было это видеть Моисею, который только что вступил от лица всего народа в завет — договор — с Богом! Однако Моисей не проклял своих людей, но обратился с мольбой к Богу: «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:32).
Другими словами, и Моисей, и Павел готовы были ради приобщения к истине своего народа самим быть подвергнуты проклятию и отлучению от Бога! Ничего себе «духовный эгоизм!» Как-то не очень согласуется одно с другим!
Надо понимать, что слова апостола, о том, что он был готов быть отлучённым от Христа ради самого спасения иудеев, сказаны вовсе не как «риторическая фраза», не для «красного словца». Но он не нашёл лучшего способа описать ту боль, которая разрывала его сердце, когда он видел, насколько далеко отошли его соплеменники от истины — и только небольшая часть их способна это осознать и измениться. Павел готов был самого себя принести в жертву Богу — всю свою и здешнюю, и вечную жизнь — если эта жертва была бы способна хоть как-то повлиять на ситуацию.
Но невозможно принести большую жертву, чем ту, которая была уже принесена на Кресте Христом Спасителем. Невозможно спуститься в ад глубже, чем это сделал Иисус. Всё, что только возможно сделать, чтобы убрать все препятствия на пути человека к истине, — уже Богом исполнено. Единственная проблема, которую Бог не может разрешить, — это право человека быть самим собой. А это значит, что любой может сказать Богу решительное «Нет!» — и это право для Бога — священно и неприкосновенно. Бог может изменить траектории галактик. Остановить, замедлить или разогнать время. Из бездушной материи создать живые существа. А вот принудить человека — не может. Представляете, какова значимость и вес нашей с вами свободы?
Недаром святые отцы часто повторяли, что во многом разрушившееся после грехопадения подобие Божие в человеке всё же сохраняется в виде свободы — которая есть даже у самого страстного, обременённого грехами и зависимостями человека. История христианства знает множество ситуаций, когда казавшийся безнадёжно испорченным, законченным негодяем человек — вдруг словно пробуждался от спячки, встряхивался — и разворачивал свою жизнь прямо противоположным образом. Как и почему это происходило — знают только сам человек и Господь Бог. Но одно можно сказать точно: когда рядом с отъявленным грешником оказывается любящая его душа, которая способна искренне донести до его сознания, что без него вечное блаженство для любящего будет невозможным, — тогда, конечно, шансы сдвинуть глыбу человеческой свободы существенно повышаются!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов