Рим., 109 зач., XII, 4-5, 15-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Без малого две тысячи лет назад апостол Павел написал несколько прекрасных посланий, в этих посланиях сказано всё, что необходимо знать о Боге и о том, каким образом в повседневной жизни можно оставаться верным Богу. Послания апостола Павла переведены почти на все языки мира, на многие языки, в том числе и на русский, они переведены неоднократно, но несмотря на всё это, мы либо не знаем павловых слов, либо не обращаем на них особого внимания. Сегодня в наших храмах читается отрывок из 12-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, давайте послушаем его и попытаемся дать себе честный ответ на вопрос о том, в какой степени мы готовы следовать тем рекомендациям, которые даёт апостол.
Глава 12.
4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Слова апостола просты и доходчивы, так можно сказать далеко не о всех его посланиях, но в данном случае это именно так: Павел даёт очень простые рекомендации, следуя которым любой христианин может оставаться в единстве с другими христианами и Богом.
Павел начинает своё увещевание с напоминания о том, что все мы представляем собой сущностное единство, то есть «одно тело во Христе». Эта мысль апостола в высшей степени важна, потому что именно её необходимо держать в памяти и в сердце всякий раз, когда возникает вопрос относительно того, каким образом стоит вести себя по отношению к другому человеку, и её же стоит не упускать из внимания при чтении дальнейших слов апостола, который написал, что мы должны «радоваться с радующимися и плакать с плачущими».
Действительно, если человек ощущает себя единым телом во Христе с другими христианами, то он не может не чувствовать боль или радость другого человека, точно так же, как он не может не чувствовать боль в собственной руке или ноге в случае получения травмы. Если же он травму получил, а боль не почувствовал, то это указывает на некоторую дисфункцию организма, которая нуждается в лечении. В лечении нуждается и тот, кто совершенно равнодушен к боли и радости другого человека, и ещё большее лечение необходимо тому, кто радуется при виде чужой боли и плачет от радости другого. Если продолжать предложенный апостолом Павлом образ, то такой человек больше всего похож, пожалуй, на злокачественную опухоль в теле, и неслучайно при размышлении о взаимоотношениях между христианами апостол вспоминает страшные слова библейской книги Второзаконие: «У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них» (Втор. 32:35). По мысли апостола эти слова можно отнести и к тем, кто не способен сохранять мир внутри христианской общины, кто поступает не так, как стоит поступать члену единого Христова тела, кто воздаёт злом за зло, кто слишком высоко мыслит о себе и проявляет надменность.
Перспектива, которую обозначил апостол, поистине страшная. Очень не хотелось бы, чтобы она стала реальностью хотя бы для одного человека, но за всех мы ответить, конечно же, не можем, мы можем нести ответственность лишь за себя самих, а потому слова апостола Павла необходимо не только помнить, их необходимо исполнять и не бояться при этом не соответствовать общепринятым нормам поведения в том случае, если они не совпадают с нормами Нового Завета.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.