Рим., 105 зач., XI, 2-12.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Усталость и пренебрежение к исполнению своего профессионального долга — это явление довольно распространённое и знакомое современному человеку. А бывает ли нечто подобное в духовной жизни и если да, то в чём причина подобного состояния? Тот отрывок из 11 главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, содержит рассуждения именно на эту тему. Давайте послушаем.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Апостолу Павлу, по происхождению иудею, было очень тяжело переживать тот факт, что его собратья не приняли долгожданного Мессию. Означает ли это, что Бог отвернулся от Своего любимого ребёнка, о котором Он так нежно заботился?
Для ответа на этот вопрос апостол обращается к истории Ветхого Завета. Он вспоминает эпизод, который произошёл много столетий назад с пророком Илией. Тогда практически весь Израиль впал в идолопоклонство. Пророку казалось, что он один остался верным Творцу. Однако Господь, утешая его, ответил, что есть по всей стране ещё семь тысяч человек, которые не уклонились от истинной веры. Священное Писание называет эту группу «остатком». Несмотря на разгул беззакония, тотальное неверие и отступление, всегда остаются благочестивые и преданные верующие, которые собираются вокруг Господа. Это касается и современников Павла. По его мысли, Бог не отверг Израиль полностью. Есть среди евреев, кто уверовал во Христа и последовал за Ним. И теперь вместе с бывшими язычниками они образовывают новый Израиль, который связан не кровными узами, но Духом Божиим.
Что же произошло с остальными. Они ожесточились на Бога. Для того, чтобы объяснить, как так получилось, что внешне благочестивые иудеи не вошли в остаток, Павел использует ряд ярких образов. Он говорит о том, что Бог попустил им впасть в некое оцепенение, вялую сонливость, которая не позволяет им адекватно воспринимать действительность. Они живут, словно вальяжно развалились за роскошной трапезой, и по причине расслабленности и опьянения потеряли всякую духовную бдительность. Им казалось, что они какие-то исключительные лишь по факту того, что являются потомками праведного Авраама. Это самодовольство и стало для них губительным. В этом состоянии они, по словам Павла, ожесточились. Греческий глагол, который использует апостол, можно перевести как «омозолились», то есть стали настолько нечувствительны и не восприимчивы к слову Бога, будто их сердца превратились в одну большую грубую мозоль, нарост без всяких нервных окончаний. В таком состоянии человек становится неспособен воспринимать духовные истины. Само по себе это уже наказание для человека, который является духовным существом и нуждается в постоянном богообщении. Однако грядёт и последний суд, где остаток будет отделён от тех, кто при жизни не хотел слышать Творца и участь которых будет печальна.
Прислушаемся к словам апостола. Тот факт, что мы принадлежим к Церкви Христовой, не гарантирует нам автоматического спасения. Подобное может прийти лишь на ум человеку самодовольному. Боже упаси нас от подобного мыслей и состояний. Для спасения необходимо стать участником остатка. А для этого мы призваны всю свою жизнь, все свои чувства, мысли, слова и поступки подчинить Евангелию Христову. Чтобы те духовные истины, которые нам порой знакомы с детства или которые мы ежедневно слышим из уст проповедников, находим на страницах священных книг, казались нам не избитыми, привычными и обыденными, словно их смысл выцвел и поблёк, но чтобы они звучно отзывались в нашем сердце и никогда не теряли для нас свою новизну, свежесть и глубину.
5 декабря. О ложном мире, ведущем к погибели
В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Когда будут говорить: „Мир и безопасность“, тогда внезапно постигнет их пагуба».
О ложном мире, ведущем к погибели — игумен Лука Степанов.
Всякому хочется получше на земле устроиться, и эта безопасность, благополучие составляет для человека, ну, некоторый круг его необходимых ценностей, в которых он призван, как кажется, всякому человеку развиваться, утверждаться, борясь за вот это свое спокойствие и благополучие. И на пути строительства этого Вавилонского, на пути создания вот такого для себя земного рая, человек забывает о Творце.
В последние времена человечества, о которых в данном случае говорит апостол Павел, после Великих катаклизмов, на которые предуказывал и сам Спаситель, и апостол Павел, и в первом и втором своем послании к Солунянам, здесь указывает на то мнимое благополучие, которое установится на земле при царстве Антихриста. Его будут прославлять как великого миротворца и того, кто вернул благополучную жизнь человеческому роду, сметенному от болезней, войн, катаклизмов. Но этот самый мнимый благодетель человечества вскоре потребует божественного поклонения себе ото всех людей, и присягание ему в верности будет признаком полного отпадения от будущей вечной жизни с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О подвиге Благоверного князя Михаила Тверского
Сегодня 5 декабря. День памяти Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, жившего в четырнадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Он был человеком своего времени, человеком периода раздробленности на Руси. Но при своей кончине, при обстоятельствах, которые застигли его в конце его жизни, мы с вами можем увидеть подлинное лицо этого человека, увидеть подлинный облик благоверного князя. И, как известно, при очередной стычке с московским князем, в дружине этого князя были татарские наемники. И татарский хан, узнав о том, что Михаил Ярославич разбил эту дружину, разгневался на него за своих погибших воинов и приказал ему ехать на суд в Орду. Для всех живущих тогда людей это означало поездку в один конец, где человека зверски измучив, придадут жестокой смерти.
Взяв благословение у своего духовника, он добровольно поехал туда, претерпел жесточайшие издевательства. Он находился продолжительное время в кандалах. Каждый день читал текст священного писания, пел псалмы, молился. В конце его заключения толпа воинов начала его избивать, топтать, а в конце просто заколола мечами.
Спустя год весть о смерти Михаила Ярославича дошла до Тверской земли. И по прибытии его честных останков в Тверь, встречающие мощи люди обнаружили благоухание, что свидетельствовало о святости этого человека. Может быть, этот благоверный князь при своей бытовой жизни действительно иной раз совершал неприглядные поступки, но всегда в них горько каялся, а самым главным покаянием стало его пребывание в Орде и его христианское мужество перед лицом неминуемой смерти.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О безвозмездном труде
Сегодня 5 декабря. Международный день волонтёров.
О безвозмездном труде — священник Роман Федотов.
Есть такая работа, где ты срочно нужен, где не получаешь зарплату, где необходимо увидеть и помочь, где нужно научиться любить и сострадать, и быть милосердным.
Милосердие — это божественное свойство, одна из естественных природных черт, образа Божия в человеке, важнейший христианский добродетель. В Евангелии от Луки мы можем услышать такие слова «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд». Слово «милосердие» происходит от словосочетания «милое сердце», которое можно понимать как доброе, благосклонное, человеколюбивое сердце или душа.
Вот дефицит таких бесконечно и бескорыстно любящих сердец ощущается особенно остро в наше время. Время, к сожалению, наполненное жестокостью и безразличием, самолюбием и расчетливостью. Поэтому сегодня, когда мы отмечаем Международный день волонтеров, хочется от всего сердца поблагодарить всех тех людей, кто самоотверженно и мужественно, исполняя свой не только гражданский долг, но и слова самого Христа Спасителя. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Все выпуски программы Актуальная тема