
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 81 зач., I, 28 — II, 9.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С христианской точки зрения существует громадное различие между тем человеком, который знаком с выраженными в Священном Писании нравственными требованиями Бога, и тем, кто с ними не знаком. Очевидно, что это различие сказывается на отношении Бога к грехам человека: одно дело не знать о повелениях Божиих и по этой причине их не исполнять, и совсем другое — знать, но не исполнять. Очевидно, что во втором случае человек обнаруживает своё сознательное пренебрежение к Богу. Давайте послушаем звучащий сегодня в храмах отрывок из 1-й и 2-й глав Послания апостола Павла к Римлянам, который затрагивает как раз эти вопросы.
Глава 1.
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
Глава 2.
1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
6 Который воздаст каждому по делам его:
7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную;
8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
Финал этого отрывка Послания к Римлянам способен немного смутить, апостол Павел написал о некоем различии между евреями и греками в отношение к совершённым ими грехам: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!» Может сложиться впечатление, что Бог судит человека, исходя из его национальной принадлежности. Но это, конечно же, не так, речь здесь идёт о том, что иудеям был дан Богом закон, и во время жизни апостола Павла не было того иудея, который не знал бы о существовании этого закона, люди впитывали его с младенчества, они были прекрасно осведомлены как о нравственных, так и о ритуальных требованиях Моисеева Пятикнижия. У греков той эпохи такого закона не было, они жили по иным принципам, а потому их грехи не были столь предосудительны в очах Божиих, как грехи иудеев.
В наше время аналогичное различие проходит, конечно же, не через национальность, а через то, осведомлён ли человек о нравственных библейских требованиях или нет. Очевидно, что в современном мире эта осведомлённость не имеет прямой связи с национальностью, более того, внутри одной семьи могут быть люди, знакомые с библейским законом, и люди, которые о нём ничего не слышали. Но это не меняет общего принципа: Бог значительно строже относится к тем, кто имеет представления о нравственных требованиях Священного Писания. Получается, что такие требования — это не то, с чем можно ознакомиться ради общего развития, если человек их знает, то он, если не хочет быть осуждён Богом, должен их исполнять, в противном же случае ему нечем будет оправдаться.
Звучит это, конечно, довольно жёстко, но есть и приятная информация, она исходит от Христа, Который сказал, что иго Его закона — благо, а бремя Евангелия — легко, тот, кто добровольно подчинит себя Христову закону, обретёт успокоение и блаженство не только в вечности, но и в рамках земной жизни (см. Мф. 11:28, 30).
У Арсения отсутствует иммунитет, его жизнь зависит от лекарств

15-летний Арсений Комарчук много лет увлекается единоборствами. Парень не представляет свою жизнь без спорта. Постоянные тренировки помогают ему укреплять организм, учат самообладанию и выносливости. Эти качества и хорошая физическая подготовка очень выручают Сеню в повседневной жизни, помогают бороться с трудностями.
У молодого человека отсутствует иммунитет. Его здоровье зависит от определённых лекарств и дисциплины. Он постоянно наблюдается у врачей, проходит обследования и разные процедуры. Только регулярное лечение позволяет Арсению оставаться полным сил и энергии, учиться и продолжать спортивные тренировки. Но если он не получает необходимые лекарства вовремя, то начинает сильно болеть, ведь его иммунитет не работает.
Какие-то препараты в родном Воронеже Арсению выдают бесплатно, а какие-то можно купить только за свой счёт. Однако сейчас у семьи подростка нет возможности оплатить новый курс лекарственной терапии. На помощь им пришёл благотворительный фонд «ДоброСвет». Больше 10 лет он заботится о тяжелобольных детях — покупает лекарства, медицинскую технику, оплачивает лечение и не только. И сейчас фонд собирает средства на дорогостоящий препарат для Арсения Комарчука. Прочитать полную историю молодого человека и поддержать его можно на сайте фонда «ДоброСвет».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Невидимая брань». Епископ Переславский и Угличский Феоктист

У нас в студии был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о книге преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань». О том какие удивительные советы духовной жизни содержит эта книга и как она перерабатывалась святителем Феофаном Затворником при переводе на русский язык.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, посвященных книгам, к которым полезно обратиться в период Великого поста.
Первая беседа с архимандритом Симеоном (Томачинским) была посвящена книге блаженного Августина «Исповедь».
Вторая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена книге архимандрита Эмилиана (Вафидиса) «Толкование на подвижнические слова Аввы Исаии».
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена книге философа, богослова Павла Евдокимова «Этапы духовной жизни».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Сергей Заборов

Гостем нового выпуска цикла «Вера и дело» стал Сергей Заборов — управляющий партнер консалтинговой компании «Триада». В беседе он рассказал о профессиональном пути, принципах работы и о том, как вера изменила его взгляды. Он считает, что в бизнесе важны кооперация, преемственность и развитие.
В своей работе он стремится принимать только те решения, за которые не будет стыдно, — это помогает ему оставаться честным и сохранять внутреннюю целостность.
Тема веры и её влияния на жизнь стала ключевой в разговоре. С детства Сергей знал церковные традиции, но к осмысленной духовной жизни пришёл спустя годы. Он рассказал, как этот шаг изменил его приоритеты: работа перестала занимать всё пространство, а в жизни появились паломничества, участие в приходской жизни и благотворительность.
В «Триаде» он инициировал проекты, направленные на поддержку образовательных и социальных учреждений, а также на восстановление культурного наследия.
Отдельно поговорили о балансе между карьерой и семьёй. Сергей — многодетный отец, и он признаётся, что в работе легко потерять ощущение времени. «Нужно заранее выделять островки для семьи, планировать праздники и ценить возможность быть рядом с близкими», — делится он.
Этот выпуск «Светлого вечера» ещё раз напомнил, что вера — это не только убеждение, но и действие. Слова апостола Иакова «вера без дел мертва» проходят через весь разговор, делая его особенно близким ценностям программы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело