
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 81 зач., I, 28 — II, 9.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С христианской точки зрения существует громадное различие между тем человеком, который знаком с выраженными в Священном Писании нравственными требованиями Бога, и тем, кто с ними не знаком. Очевидно, что это различие сказывается на отношении Бога к грехам человека: одно дело не знать о повелениях Божиих и по этой причине их не исполнять, и совсем другое — знать, но не исполнять. Очевидно, что во втором случае человек обнаруживает своё сознательное пренебрежение к Богу. Давайте послушаем звучащий сегодня в храмах отрывок из 1-й и 2-й глав Послания апостола Павла к Римлянам, который затрагивает как раз эти вопросы.
Глава 1.
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
Глава 2.
1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
6 Который воздаст каждому по делам его:
7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную;
8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
Финал этого отрывка Послания к Римлянам способен немного смутить, апостол Павел написал о некоем различии между евреями и греками в отношение к совершённым ими грехам: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!» Может сложиться впечатление, что Бог судит человека, исходя из его национальной принадлежности. Но это, конечно же, не так, речь здесь идёт о том, что иудеям был дан Богом закон, и во время жизни апостола Павла не было того иудея, который не знал бы о существовании этого закона, люди впитывали его с младенчества, они были прекрасно осведомлены как о нравственных, так и о ритуальных требованиях Моисеева Пятикнижия. У греков той эпохи такого закона не было, они жили по иным принципам, а потому их грехи не были столь предосудительны в очах Божиих, как грехи иудеев.
В наше время аналогичное различие проходит, конечно же, не через национальность, а через то, осведомлён ли человек о нравственных библейских требованиях или нет. Очевидно, что в современном мире эта осведомлённость не имеет прямой связи с национальностью, более того, внутри одной семьи могут быть люди, знакомые с библейским законом, и люди, которые о нём ничего не слышали. Но это не меняет общего принципа: Бог значительно строже относится к тем, кто имеет представления о нравственных требованиях Священного Писания. Получается, что такие требования — это не то, с чем можно ознакомиться ради общего развития, если человек их знает, то он, если не хочет быть осуждён Богом, должен их исполнять, в противном же случае ему нечем будет оправдаться.
Звучит это, конечно, довольно жёстко, но есть и приятная информация, она исходит от Христа, Который сказал, что иго Его закона — благо, а бремя Евангелия — легко, тот, кто добровольно подчинит себя Христову закону, обретёт успокоение и блаженство не только в вечности, но и в рамках земной жизни (см. Мф. 11:28, 30).
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица
«Границы дозволенного». Протоиерей Александр Никольский

Гостем программы «Семейный час» у нас в гостях был настоятель храма Трех святителей в Раменках протоиерей Александр Никольский.
Разговор шел о том, как научить детей понимать границы дозволенного и сохранять их в современном мире.
Все выпуски программы Семейный час