
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 81 зач., I, 28 — II, 9.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С христианской точки зрения существует громадное различие между тем человеком, который знаком с выраженными в Священном Писании нравственными требованиями Бога, и тем, кто с ними не знаком. Очевидно, что это различие сказывается на отношении Бога к грехам человека: одно дело не знать о повелениях Божиих и по этой причине их не исполнять, и совсем другое — знать, но не исполнять. Очевидно, что во втором случае человек обнаруживает своё сознательное пренебрежение к Богу. Давайте послушаем звучащий сегодня в храмах отрывок из 1-й и 2-й глав Послания апостола Павла к Римлянам, который затрагивает как раз эти вопросы.
Глава 1.
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
Глава 2.
1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
6 Который воздаст каждому по делам его:
7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную;
8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
Финал этого отрывка Послания к Римлянам способен немного смутить, апостол Павел написал о некоем различии между евреями и греками в отношение к совершённым ими грехам: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!» Может сложиться впечатление, что Бог судит человека, исходя из его национальной принадлежности. Но это, конечно же, не так, речь здесь идёт о том, что иудеям был дан Богом закон, и во время жизни апостола Павла не было того иудея, который не знал бы о существовании этого закона, люди впитывали его с младенчества, они были прекрасно осведомлены как о нравственных, так и о ритуальных требованиях Моисеева Пятикнижия. У греков той эпохи такого закона не было, они жили по иным принципам, а потому их грехи не были столь предосудительны в очах Божиих, как грехи иудеев.
В наше время аналогичное различие проходит, конечно же, не через национальность, а через то, осведомлён ли человек о нравственных библейских требованиях или нет. Очевидно, что в современном мире эта осведомлённость не имеет прямой связи с национальностью, более того, внутри одной семьи могут быть люди, знакомые с библейским законом, и люди, которые о нём ничего не слышали. Но это не меняет общего принципа: Бог значительно строже относится к тем, кто имеет представления о нравственных требованиях Священного Писания. Получается, что такие требования — это не то, с чем можно ознакомиться ради общего развития, если человек их знает, то он, если не хочет быть осуждён Богом, должен их исполнять, в противном же случае ему нечем будет оправдаться.
Звучит это, конечно, довольно жёстко, но есть и приятная информация, она исходит от Христа, Который сказал, что иго Его закона — благо, а бремя Евангелия — легко, тот, кто добровольно подчинит себя Христову закону, обретёт успокоение и блаженство не только в вечности, но и в рамках земной жизни (см. Мф. 11:28, 30).
«Христианское отношение к смерти». Протоиерей Дионисий Лобов

У нас в студии клирик московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне протоиерей Дионисий Лобов.
Мы говорили о христианском отношении к смерти и о том, как принимать и переживать расставание с уходящими из земной жизни близкими.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Продуктовая поддержка для нуждающихся семей со всей России

Наталья и Василий растили троих сыновей в любви и достатке. Папа работал, а мама занималась детьми и хозяйством. Старшие мальчишки, школьники, ходили в спортивную секцию, а младший сын познавал мир вместе с мамой. Но полгода назад семья столкнулась с тяжёлой утратой — Натальи не стало. Папа начал привыкать заботиться обо всех в одиночку и даже научился готовить любимые блюда сыновей. Василию пришлось перейти на полставки на работе, чтобы быть рядом с детьми, которым важна поддержка, и взять на себя домашние хлопоты. Какое-то время семью выручали сбережения, но они закончились. Оказавшись в сложной финансовой ситуации, Василий обратился в благотворительный фонд «Банк еды „Русь“». Там он стал регулярно получать продуктовые наборы, которые уменьшили расходы семьи. У отца троих детей появились уверенность в завтрашнем дне и возможность выбраться из кризиса.
История Василия показывает, как важна своевременная помощь, она даёт опору в трудный момент. Чтобы позаботиться о многих других семьях, попавших в беду, фонд «Банк еды „Русь“» открыл сбор на продуктовые наборы. Запас еды закроет базовую потребность, и родители смогут решать другие насущные задачи. Если вы хотите помочь приобрести для людей еду, переходите на сайт фонда «Банк еды „Русь“». Там же есть возможность подписаться на регулярные платежи и стать постоянным участником добрых дел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Соответствие замыслу Божьему». Игумен Владимир (Маслов)

У нас в гостях был клирик Екатерининского монастыря города Видное Московской области игумен Владимир (Маслов).
Разговор шел о том, каким был замысел Бога о человеке и возможно ли соответствовать этому замыслу в сегодняшней жизни.
Отец Владимир обращается к первым страницам книги Бытия, где Господь создаёт помощника, «соответственного Адаму». В истории грехопадения впервые проявляется несоответствие, последствия которого отзываются во всей человеческой жизни. Гость программы объясняет, что подлинное соответствие — это не только гармония в семье или в отношениях между людьми, это путь к глубокому пониманию Бога и исполнения Его воли.
Соответствие проявляется не только в значении слов и взаимопонимании, но и в правильном восприятии мира, в том, как мы понимаем и применяем те истины, которые Господь дает нам. Отец Владимир подчёркивает, что часто мы сталкиваемся с несоответствием в нашем восприятии, из-за чего теряем правильное понимание Бога, людей и самого мира. Мы стремимся быстро наладить соответствие, но настоящее соответствие — это не мгновенный процесс. Это труд, терпение, смирение и постоянное стремление быть в воле Божьей.
Примеры из Библии, науки и повседневной жизни показывают: соответствие — это путь к единству с Богом, к стяжанию Духа Святого, к настоящему пониманию и любви. И хотя путь к этому не всегда лёгок, именно в нём открывается радость жизни по воле Божией.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер