
Рим., 80 зач., I, 18-27.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мы живём в мире, в котором признание бытия Божия и жизнь по евангельским заповедям — нечто опциональное. Можно верить в Бога, можно и не верить, можно стремиться к исполнению заповедей, а можно этого и не делать, каждый волен выбирать сам. Такое положение дел для нас стало вполне привычным и обыденным, а поскольку оно стало таковым, нам кажется, что в нём нет ничего страшного. Апостол Павел с нами не согласен, о своём несогласии он написал в 1-ой главе Послания к Римлянам, отрывок из которой сегодня звучит в православных храмах.
Глава 1.
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
По мнению апостола Павла, которое является и мнением Церкви, само творение, то есть всё, что нас окружает, свидетельствует о Боге и «вечной силе Его». Мысль апостола Павла легла в основу развития так называемой естественнонаучной апологетики, то есть богословской науки, которая посвящена доказательству бытия Божия через исследование видимого мира. Начиная с отцов Древней Церкви в каждом поколении христиан находились и находятся те учёные, которые, помимо основной своей деятельности, занимаются и естественнонаучной апологетикой. Таких исследователей очень много, их труды обширны, но, к сожалению, мало кто склонен обращать серьёзное внимание на наработки этих учёных. Причина отсутствия внимания к их трудам, как кажется, кроется в элементарном нежелании признать бытие Божия, потому что вслед за этим с неизбежностью должны последовать нравственные выводы, которые могут оказаться весьма болезненными.
Именно об этом и написал в своём Послании апостол Павел. По его мнению, тот человек, который отказывается признавать свидетельства разума о бытии Божием, с неизбежностью заменяет Бога собственными выдумками, и это в конечном итоге приводят к весьма печальным последствиям: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим. 1:21). Далее апостол продолжил свою мысль и пришёл к выводу о том, что в конечном итоге отказ от признания бытия Божия и соответствующих этому признанию действий с неизбежностью ведёт к путанице в сознании и нравственной деградации.
Такую перспективу вряд ли можно назвать заманчивой, а вот напугать она может. Возможно, именно в этом и состояла цель апостола: через достаточно убедительные образы он пытался убедить своих адресатов в том, что в отношении Бога недопустимы какая бы то ни была интеллектуальная нечестность или же лукавство.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 103 зач., X, 1-10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всякий человек знает, что христиане призваны к добродетельной жизни. Однако даже очень воцерковлённые люди не всегда понимают, какая из добродетелей позволяет сделать все остальные по-настоящему плодотворными. Очень ярко об этой добродетели говорится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
Начиная христианскую жизнь и стремясь жить по заповедям, многие думают, что в добродетели невозможно переусердствовать. И действительно, может ли быть слишком много веры или слишком много целомудрия. Но вот недавно я разговорился с одним человеком о том, почему он не живёт христианской жизнью, не соблюдает заповеди, не участвует в таинствах и услышал необычный ответ: «Я верю, что Бог и так меня спасёт. Зачем что-то делать?» Почему-то мне кажется, что такую веру можно назвать чрезмерной. Подобным образом отцы древности говорили, что человек, который считает, что, вступив в брак, нельзя спастись, избыточествует целомудрием.
В сегодняшнем чтении апостол Павел делится с римскими христианами своим сердечным переживанием. Он очень любит свой народ, он молится о нём и очень скорбит о том, что многие из тех, с кем он разделял не только общую жизнь, но и общую надежду на пришествие Мессии, это самое пришествие, отрицают. И не только отрицают, но и самую суть жизни в завете понимают неправильно, делая ставку не на спасительную милость Божию, но лишь на свои собственные силы. Причём в их собственных Писаниях, например, у пророка Исаии, Бог Сам говорит, что станет искупителем за народ, который неспособен жить совершенной жизнью. Но иудеи как будто не видят этих слов и изо всех сил стараются заслужить перед Богам спасение собственными силами, стать праведными с помощью волевых усилий. Казалось бы, такая настроенность на соблюдение заповедей вполне может быть названа добродетелью. Однако в том-то и дело, что, зациклившись на собственной праведности, на самом деле недостижимой, они не дают Богу возможности действовать в их жизни. Ведомые скрытой гордостью, иудеи как будто бы хотят сказать Ему: «Господи, смотри, мы всё сделали, всё исполнили». Как будто бы Бог для них — это Тот, Кто дал им задание и ждёт их в конце пути, чтобы зафиксировать результат. Но для апостола Павла такое стремление к праведности не имеет очень важной черты — в нём нет рассудительности. Стремясь к добродетели, иудеи неразумно делают акцент на собственные силы. Для апостола же Бог во Христе — это не Тот, кто дал задание и ждёт в конце отчёта, но Тот, Кто проходит весь путь спасения вместе с нами. Он приглашает нас начать его, даёт силы пройти и готов всё время быть рядом. Самое поразительное, что Господь делает то, чего не может сделать никто другой. Он снисходит за людьми в преисподнюю, чтобы, воскреснув из мёртвых, открыть и нам путь спасения. Нам же стоит быть рассудительными, потому что именно эта добродетель помогает плодотворно пройти путь, в котором соединяется наше собственное устремление к праведности и исповедание Христа — Спасителем.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим ремонт гуманитарного склада в Братске, где получают помощь мамы и дети

В городе Братске Иркутской области вот уже 7 лет работает Кризисный центр «Колыбель» — проект Братской епархии Русской Православной церкви. Здесь помогают будущим мамам и женщинам с детьми, которые находятся в сложной ситуации. Им передают продукты, нужные вещи и при необходимости размещают в приюте, он действует на базе центра.
Однажды сюда из деревни приехала Оксана вместе с детьми. Ей пришлось уйти из дома и забрать с собой четверых ребятишек, поскольку супруг проявлял по отношению к ним жестокость. Первым делом сотрудники центра «Колыбель» предоставили семье кров и всё, что нужно для жизни. Мама и дети почувствовали себя в безопасности и теперь могли спокойно спать по ночам. «Какое же это счастье засыпать и ничего не бояться!», — признаётся Оксана.
В дальнейшем семье предоставили психологическую и юридическую поддержку. Старших детей устроили в городскую школу, а младших — в детский сад. Также при участии духовника центра — священника Михаила — Оксана вместе с ребятишками стала приобщаться к вере, ходить на службы в храм.
Сейчас Оксана и дети налаживают новую, самостоятельную жизнь в Братске. А Кризисный центр «Колыбель» по-прежнему остаётся рядом и при необходимости оказывает им продуктовую и вещевую поддержку.
Каждый день на склад гуманитарной помощи центра за всем необходимым приходят десятки женщин, попавших в беду. Для них это место — надёжная опора.
Сейчас помещение склада нуждается в ремонте. Своими силами сотрудники центра «Колыбель» приведут в порядок стены и потолок. А вот в замене пола и покупке стройматериалов им необходима помощь.
Контактный номер: +7 (924) 600-13-94
Помочь можно по реквизитам:
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПОМОЩИ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА «КОЛЫБЕЛЬ»
665776, Иркутская область, г.Братск, ж.р. Осиновка, ул. Спортивная, 6в.
ИНН 3805733687
КПП 380501001
ОГРН 1193850006085
Р/с 40703810318350001445
БАЙКАЛЬСКИЙ Б
АНК ПАО СБЕРБАНК
К/с 30101810900000000607
БИК 042520607
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов