
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Во второй половине первого века по Рождестве Христовом христианские общины имелись почти во всех крупных городах Римской империи. Причиной их появления, чаще всего, служила горячая проповедь апостолов — учеников Христа, которые постоянно путешествовали по империи и рассказывали её жителям о Спасителе и Его учении. Исключением в этом смысле, как ни странно, была столица империи, славный город Рим. Поразительно — но христианская община здесь возникла без участия апостолов. Во всяком случае — прямого.
Весть о Христе проникла в Рим благодаря представителям еврейской диаспоры. Те услышали проповедь апостолов в Иерусалиме в день Пятидесятницы. Так они поверили в Спасителя и, вернувшись домой, обратили в христианство своих родных и близких. В Римскую общину христиан затем вошли и принявшие Евангелие язычники. Евреи и бывшие язычники мирно сосуществовали в Римской церкви вплоть до 50 года, когда император Клавдий велел изгнать из столицы всех евреев. Христиан в том числе.
Причиной такой жёсткой политики послужили общественные волнения, устроенные евреями в Риме, вызванные, возможно, спорами о том, являлся ли Христос долгожданным Мессией или нет? В результате Римская Церковь стала состоять исключительно из бывших язычников, которые нуждались в мудрой пастырской заботе. Поддержать столичных братьев по вере взялся апостол Павел. В 58 году он направил им послание, в котором тщательно разъяснял особенности христианского вероучения. Отрывок из послания к римлянам читается сегодня во время богослужения.
Одним из главных искушений, с которым сталкивались язычники, обратившиеся в христианство, было то, что они с большим трудом принимали учение о воскресении Христа. Причина затруднения состояла в том, что абсолютное большинство язычников Римской империи традиционно считало, что тело — это гробница для души и всё телесное по определению плохо. Данное утверждение было сформировано ещё философом Платоном в его диалоге «Федон» и прочно осело в сознании язычников.
Эллинисты полагали, что главной жизненной задачей человека является освобождение от тела, потому в античной языческой среде так популярна была тема смерти. Повторюсь, смерти, воспринимавшейся как способ освобождения от плена зловещей материи. К удивлению язычников, христианство говорило иное — что Иисус Христос воскрес, воскрес именно в теле и всем христианам предстоит подобное в день Второго Пришествия Спасителя. А материальная составляющая мира вовсе не злая. Она создана благим Богом. Тьма же проникла в нашу реальность благодаря неверно использованной людьми свободы воли.
В послании к римским христианам апостол Павел успокаивает бывших язычников. С одной стороны, он прямо подтверждает, что воскресение Христа совершилось и Спаситель действительно вновь обрёл тело. С другой — подчёркивает, что Тело это было иным, совершенным и свободным от плотских ограничений — Христу не требовалась пища, Он не уставал, уже не чувствовал физической боли. Воскреснув, Спаситель дал людям возможность пройти Его путём, стать свободным от грехов и страстей, от тех негативных физических ограничений, которые ассоциировались у язычников именно с телом. Христос через Своё воскресение побеждает смерть и открывает людям новую реальность. Спаситель даёт поверившему в Него человеку полную духовную свободу, принципиально новое, возвышенное состояние и удивительную жизнь в Своём царстве вечных радости и счастья.
По словам апостола, во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отчей. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но Евангелие даёт нам удивительную надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер