
Кол., 261 зач., IV, 10-18.
10 Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его), 11 также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.
12 Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.
13 Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.
14 Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.
15 Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.
16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
17 Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.
18 Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Апостола Павла, как и в свое время Иисуса Христа во время Его проповеди Евангелия, окружало очень много людей. Враги и недруги, равнодушные, люди, расположенные к нему, и, конечно, приближенные соратники. Человеческая природа такова, что мы всегда кого-то предпочитаем, а кого-то держим подальше от себя. В силу разных причин. Вспомните, даже у Иисуса Христа был круг особо приближенных учеников. Евангелие называет три имени, апостолы Петр, Иоанн и Иаков. И это не мешало тому, что остальные девять также были его ближайшими последователями. Также и апостол Павел относился к своим соратникам по-разному. И тот отрывок, который мы сегодня услышали, содержит в себе значимый намек, который проясняет это обстоятельство.
Среди имен своих соратников апостол Павел упоминает некоего Марка. Речь идете о подопечном апостола Петра евангелисте Марке. Некогда Павел взял его в одно из миссионерских путешествий. Однако во время странствований, когда возникли определенные трудности и опасности, Марк, может быть по юности лет, может по малодушию или по каким другим причинам, оставил Павла и вернулся домой. В результате между ними возникло напряжение, так что, когда Павел собирался в новое миссионерское путешествие, то, несмотря на уговоры других апостолов, не взял юношу с собой. Ненадежен, дескать.
Согласно преданию, Марк после этого отправился в Египет и основал в городе Александрия Церковь. По своим силам он старался и дальше нести весть о Христе, выполнять дело проповеди Евангелия. Однако эхо этой старой неприятной истории могло достичь многочисленных, основанных апостолом Павлом общин. Поэтому он и просит колоссян принять Марка гостеприимно, не вспоминая то, что некогда между ними произошло.
Замечательный эпизод. Очевидно, что апостол Павел, как человек, мог испытывать разные чувства к тем, кто его окружал среди христиан. Но посмотрите. Это не мешало ему подниматься над теми конфликтными ситуациями, которые некогда между ними возникли, а также преодолевать возможную неприязнь. На первом месте для него была верность Евангелию, а также то общее дело проповеди учения Христа, которое они все вместе совершают. Ради этого можно поступиться своими слишком человеческими принципами и предпочтениями.
Ровно таким же образом по отношению к ближнему должны стремиться поступать и мы. Конечно, в отличие от апостолов Павла и Марка мы не призваны к тому, чтобы своей проповедью спасать весь мир. Но и у нашего снисхождения по отношению к окружающим есть своя высокая цена. Это наша душа, участь которой в вечности зависит ровно от того, насколько мы сумели забывать личные обиды и покрывать милостью своих ближних.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема