
Кол., 259 зач., III, 17 - IV, 1.
17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, 24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
Глава 4.
1 Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Человек — существо социальное. А потому жизнь в окружении других людей для нас — естественная потребность. Однако, с другой стороны, в каждом человеке живет неистребимое желание, чтобы его, говоря простым языком, все оставили в покое, дали жить своей жизнью. Так и повелось, что мы одновременно стремимся жить бок о бок с другим. Но в то же время стремимся к тому, чтобы никто не нарушал моего личного пространства. Поэтому историю человеческого общества вполне можно представить в виде бесконечной судебной тяжбы, где каждый участник процесса в той или иной мере, с тем или иным успехом пытается достичь одной простой цели: отстоять свое право на то, чтобы безболезненно и комфортно жить в окружении себе подобных. Очевидно, что подобный союз весьма хрупок, если не сказать изначально обречен. Это всегда лебедь, рак и щука, которые хоть и тащат одну повозку, делают это, учитывая только свои желания, не слишком обращая внимание на того, кто рядом. В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел излагает совершенно противоположный идеал общественных отношений.
Начинает он с того, что у каждого человека должны быть личные, искренние отношения со Христом. «Всё, что вы делаете, словом или делом, — говорит он, — всё делайте во имя Господа Иисуса Христа». Именно Он должен стать тем критерием, которым проверяется качество моих слов, дел и самых мыслей. В частности, отношения между супругами, между родителями и детьми и, наконец, между господами и рабами, читайте, начальниками и подчиненными, должны выстраиваться так, словно мы постоянно действуем в непосредственном присутствии Бога. То есть они должны быть основаны на предельной открытости, милости и снисхождении. Посмотрите, здесь и слова нет о личных правах. Потому что у христианина есть одно единственное право — быть открытым тому, кто рядом с тобой, как и Христом открыт нам.
Очень рискованная модель, скажем мы. И будем правы. Ведь для каждого из участников союза это чревато какими-то лишениями, выходом из той зоны комфорта, которую мы всеми силами пытаемся сохранить. В этом смысле апостол Павел предлагает нам подняться на свою маленькую Голгофу. Но как говорится без Голгофы не бывает радости Пасхи. Кто-то очень удачно подметил, что ад — это место, где все стоят спиной друг ко другу, напротив, в раю каждый обращен к ближнему лицом. Это радость непрестанного, полноценного общения. И начинается она с порой болезненного отказа от себя. И пусть это в какой-то степени ущемление мои прав, на которое я дал добро. Если подобной жертвенной открытости нет, то и самое правовое общество может превратиться в кошмар на земле. И уже сейчас, здесь, в этой жизни от нашего выбора зависит в какую сторону мы направимся: туда, где самовлюбленные эгоисты будут вечность спорить, у кого из них больше прав, или в то, которое будет наполнено сердечной радостью от встречи с теми, кто так же как и ты научился отдавать себя ближним всего до конца, без остатка.
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова
Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни

Фото: Roman Shalkevic / Unsplash
В сказке про колобка говорится: «на масле пряжён». Что означает данное выражение? Современные дети, да и многие взрослые не знают. И это объяснимо, ведь сказка придумана давно, и с тех пор некоторые слова вышли из обихода. Слово «пряжён» образовано от глагола «пряжити», то есть жарить в большом количестве масла. По сути, колобок — это современный круглый пончик.
Зачастую литературные произведения используют описания блюд, но всегда ли нам понятно, о чём идёт речь? Вот, например, Митрофанушка из комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Что комичного в том, что он съел, по его словам, всего: «Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть»?
Театральные зрители того времени находили это очень смешным. Давайте разберёмся, почему. Ломтик, ломоть в 18–19-х веках как мера веса составлял примерно 700 грамм. Соответственно, съел Митрофанушка 3 ломтика, то есть 2 килограмма мяса. А потом дополнил трапезу пятью подовыми пирогами с начинкой. Каждый из них весил примерно 400 грамм. Подовыми они назывались потому, что готовились на поду — в той части печи, где температура была особенно высокой.
Также многие слова ушедшего быта связаны с царём чайного стола — самоваром.
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар».
Это отрывок из пушкинского романа «Евгений Онегин». В нём не просто так используется глагол «шипел». Раньше люди по звуку различали, на какой стадии находится процесс закипания воды, и когда нужно заваривать чай, а когда разливать по чашкам. В литературных произведениях русских классиков можно прочитать, что самовар шумел, ворковал, разговаривал, пел, свистел, клокотал, уютно посапывал. Про самовар и загадок было много. Например: «Огонь да вода, посерёдке труба».
Встречается в литературе и такое забытое выражение, как «кислые щи». У Пушкина в «Арапе Петра Великого» читаем: «А кто виноват, — сказал Гаврила Афанасьевич, напеня кружку кислых щей. — Не мы ли сами?»
Кислые щи — это вовсе не суп, а напиток, подобный квасу. И раньше он был вполне популярным, а теперь почти забыт. Однако обогатил наш язык ироничным выражением «профессор кислых щей» — о человеке, имеющем много бесполезных знаний.
Хорошо, что многие слова остаются не только в истории, но и в языке.
Все выпуски программы: Сила слова
- Что такое народная этимология
- Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни
- Что означают имена сказочных героев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов