
Кол., 259 зач., III, 17 - IV, 1.
17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, 24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
Глава 4.
1 Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Человек — существо социальное. А потому жизнь в окружении других людей для нас — естественная потребность. Однако, с другой стороны, в каждом человеке живет неистребимое желание, чтобы его, говоря простым языком, все оставили в покое, дали жить своей жизнью. Так и повелось, что мы одновременно стремимся жить бок о бок с другим. Но в то же время стремимся к тому, чтобы никто не нарушал моего личного пространства. Поэтому историю человеческого общества вполне можно представить в виде бесконечной судебной тяжбы, где каждый участник процесса в той или иной мере, с тем или иным успехом пытается достичь одной простой цели: отстоять свое право на то, чтобы безболезненно и комфортно жить в окружении себе подобных. Очевидно, что подобный союз весьма хрупок, если не сказать изначально обречен. Это всегда лебедь, рак и щука, которые хоть и тащат одну повозку, делают это, учитывая только свои желания, не слишком обращая внимание на того, кто рядом. В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел излагает совершенно противоположный идеал общественных отношений.
Начинает он с того, что у каждого человека должны быть личные, искренние отношения со Христом. «Всё, что вы делаете, словом или делом, — говорит он, — всё делайте во имя Господа Иисуса Христа». Именно Он должен стать тем критерием, которым проверяется качество моих слов, дел и самых мыслей. В частности, отношения между супругами, между родителями и детьми и, наконец, между господами и рабами, читайте, начальниками и подчиненными, должны выстраиваться так, словно мы постоянно действуем в непосредственном присутствии Бога. То есть они должны быть основаны на предельной открытости, милости и снисхождении. Посмотрите, здесь и слова нет о личных правах. Потому что у христианина есть одно единственное право — быть открытым тому, кто рядом с тобой, как и Христом открыт нам.
Очень рискованная модель, скажем мы. И будем правы. Ведь для каждого из участников союза это чревато какими-то лишениями, выходом из той зоны комфорта, которую мы всеми силами пытаемся сохранить. В этом смысле апостол Павел предлагает нам подняться на свою маленькую Голгофу. Но как говорится без Голгофы не бывает радости Пасхи. Кто-то очень удачно подметил, что ад — это место, где все стоят спиной друг ко другу, напротив, в раю каждый обращен к ближнему лицом. Это радость непрестанного, полноценного общения. И начинается она с порой болезненного отказа от себя. И пусть это в какой-то степени ущемление мои прав, на которое я дал добро. Если подобной жертвенной открытости нет, то и самое правовое общество может превратиться в кошмар на земле. И уже сейчас, здесь, в этой жизни от нашего выбора зависит в какую сторону мы направимся: туда, где самовлюбленные эгоисты будут вечность спорить, у кого из них больше прав, или в то, которое будет наполнено сердечной радостью от встречи с теми, кто так же как и ты научился отдавать себя ближним всего до конца, без остатка.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема