Кол., 249 зач., I, 1-2, 7-11.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Возможна ли духовная жизнь, о которой так часто говорит Священное Писание, в настоящее время? Ответ на этот вопрос можно найти в том отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат,
2 находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе:
7 как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова,
8 который и известил нас о вашей любви в духе.
9 Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,
10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,
11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью,
Только что прозвучавший отрывок адресован христианам из города Колоссы. Он заканчивается словами, в которых апостол Павел просит своих адресатов не прекращать духовную жизнь. Он призывает их возрастать в познании Бога, в премудрости, в рассудительности. Во всём им следует поступать согласно воле Творца, исполняясь при этом силой, терпением и великодушием. Казалось бы, что-то вроде доброго пожелания на прощание. Высокие слова, которые необходимо сказать по закону жанра. Однако для апостола и его слушателей эти слова — не фигура речи. Для них это были прямые указания к действию. Павел даёт колоссянам практическое задание, которое они должны выполнять на ежедневной основе. И несмотря на то, что техническая сторона вопроса остаётся за текстом, без сомнения, колоссяне знали, как именно они должны выполнять инструкции апостола. Для них духовная жизнь была повседневной реальностью, а не просто волшебной историей, которая случилась когда-то и с кем-то. Она была связана с возрастанием в Духе Христовом, то есть с реальными внутренними изменениями. Динамику этих изменений можно было наблюдать, регулировать и видеть практические результаты. Придя в Церковь, человек был в злобе и обиде на весь мир, здесь же научился отпускать и прощать обиды; был жадным и алчным, стал щедрым; был угрюмым и замкнутым в себе, стал великодушным и радостным; был похотливым чревоугодником и пьяницей, стал целомудренным и во всём умеренным; был зацикленным на себе эгоистом и нарциссом, стал кротким, демонстрируя во всех своих делах жертвенную любовь. Изменения были такими кардинальными и органичными, что язычники, наблюдая за своими старыми знакомыми, удивлялись и спрашивали: откуда это у вас? Где нам взять это? И увлечённые живыми примерами, сами принимали Христа. Всё это вполне ощутимые результаты вполне конкретных действий.
Важное свидетельство для нас. Жизнь христианина — постоянное духовное возрастание. Здесь остановки не может быть по определению. Это похоже на движение по эскалатору, который ползет вниз. Если стоять, потихоньку, незаметно для себя окажешься на дне. Если еле шевелиться, будешь стоять на месте. Чтобы подняться, необходимо приложить ощутимые усилия. А потому печально, если человек на протяжении многих лет ходит в храм, а на исповеди зачитывает один и тот же перечень грехов. Если всё это время окружающие не наблюдают никаких положительных изменений в его поведении. Если с ним тяжело, мрачно и душно. Да и ему наедине с собой неуютно. Всё те же раздражения, беспокойства и неудовлетворённости. Всё те же сплетни, пересуды, обиды и неприязни. И порой всего этого даже больше, чем до прихода в Церковь. «Таков мой крест», — вздыхает человек. — «Делаю, что могу». Не стоит обманываться. Это означает одно: делаю недостаточно и совсем не то. Что-то в моей духовной жизни не работает. Ведь Писание говорит нам совсем о другом опыте: Дух Божий и те изменения, которые Он производит, ощущаются явно и человеком и окружающими. Многие скажут: но ведь время апостола Павла — исключительное время. Неслучайно ту эпоху называют эпохой особых духовных дарований. Сейчас всё иначе. Именно с такой отговоркой люди сетовали на своё внутреннее болото преподобному Серафиму Саровскому. На это старец отвечал приблизительно следующее: «Дух из Церкви никуда не уходил, Он всё Тот же и действует так же. Просто у нас нет решимости что-то менять». Вот он корень нашей проблемы. Нам страшно менять привычный распорядок внутренней и внешней жизни. Ведь это словно сделать шаг в никуда. Нам страшно жить по Евангелию. Нам страшно идти к людям. Наш эгоизм этого смертельно боится и будет сопротивляться до последнего. Тот же, кто наберётся решимости это сделать, кто начнёт все свои мысли, чувства, дела и поступки сверять с Евангелием, неизбежно ощутит то же, что и первые христиане. Как говорил об этом преподобный Симеон Новый Богослов: «Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух... Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная... Или что это невозможно в настоящие времена! Это никогда не бывает невозможным, друзья! Но очень даже возможно желающим».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
3 ноября. О видении апостола Павла
В 12-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю Бог знает) восхищен был до третьего неба».
О видении апостола Павла, — протоиерей Георгий Завершинский.
3 ноября. О карельских святых
Сегодня 3 ноября. Собор новомучеников и исповедников земли Карельской.
О карельских святых, — священник Константин Павлюченко.
3 ноября. Об эпохе жизни святителя Илариона, епископа Меглинского
Сегодня 3 ноября. Перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского, отошедшего ко Господу в 1206 году.
Об эпохе его жизни, — священник Августин Соколовски.