Кол., 254 зач., II, 8-12.
Глава 2.
8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы понять смысл только что прозвучавшего отрывка, следует знать, что умы христиан города Колоссы были взволнованны каким-то учением, которое вступало в резкое противоречие с Евангелием и грозило разрушить Церковь. Что это было за лжеучение мы можем только догадываться. Однако именно в связи с ним апостол Павел и пишет своё послание.
Из более широко контекста отрывка мы знаем об основных положениях учения еретиков. Они говорили о том, что для спасения веры в одного Христа недостаточно. Необходимо служить и другим небесным силам, которые также, как и Иисус, являются посредниками между Богом и человеком. Кроме того, для спасения, по их мнению, необходимо было обладать некими тайными знаниями, которые Павел и называет философией. То есть им недостаточно было того, о чём говорится в Евангелии. Их не устраивало то, что это слишком просто и доступно даже необразованному человеку. Также для спасения было нужно, с их точки зрения, принять определенную астрологическую систему. Каждое небесное тело отождествлялось у них с тем или иным духом вселенной; эти духи оказывают влияние на людей, а потому тот, кто идёт к Богу, должен вступать с ними в контакт, чтобы его путь был успешен. Кроме того, еретики настаивали на значимости обрезания и необходимости аскетического подвига для спасения. Исследователи-библеисты говорят, что их учение было гремучей смесью иудаизма и гностицизма, особой разновидности греческой философии, замешанной на мистике.
Апостол Павел выступает против этого учения. В защиту чистоты веры он, по сути, предлагает всего лишь один аргумент: Христос пришёл не усложнить путь человека к Богу, а сделать Его проще. И в этом смысле простота Евангелия максимальная. Его может понять даже ребёнок. Говоря иначе, это не хитромудрый философский или богословский трактат, это инструкция. И вся сложность Евангелия заключается лишь в том, что нужно совершать конкретные поступки. А, согласитесь, это делать всегда сложнее, чем размышлять, фантазировать и решать в уме даже самые сложные теоретические задачи. И тем сложнее, чем больше нам приходится переступать через своё больное самолюбие. А Евангелие всё именно об этом. Христос предлагает нам всего лишь две задачи, которые мы должны решать на ежедневной основе: первая — отказаться играть роль всемогущего Бога для себя и окружающих и поставить в центр своей жизни Творца, вторая — поставить в центр своей жизни другого человека вопреки собственным амбициям. Всё Евангелие только об этом. А потому обретает путь в Царство Небесное не тот, кто получил степень доктора богословии или философии и знает каждую букву и даже закорючку Евангельского текста, а тот, кто нашёл в себе силы и решимость довериться тому призыву, который мы видим на этих страницах, задвинуть себя и свои интересы на второй план, переступить свой опухший эгоизм и начать совершать те поступки по отношению к окружающим, которые он раньше не совершал, и следовать тому примеру, который нам показал Сам Господь и Его верные апостолы.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.