
Апостол Павел. Мозаика
Кол., 254 зач., II, 8-12.
Глава 2.
8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В этом отрывке мы встречаем очень нехарактерное для павловых посланий слово — «философия». Собственно, его апостол употребил только один раз — здесь. Кажется вполне очевидным, что слово «философия» в языке апостола Павла не равно тому понятию, которое подразумевается под этим словом сегодня. Исследователи Нового завета утверждают, что апостол имел в виду не философию как любовь к мудрости — именно так переводится с греческого это слово — Павел описывал конкретное учение, причем учение это не было христианским.
Как и во многих других своих посланиях, в Послании к Колоссянам апостол вынужден был полемизировать с некоторыми иудейскими воззрениями, которые проникли в христианскую среду. Стоит сказать, что такого рода проникновения иудаизма в христианство не были характерны лишь для апостольской эпохи, в том или ином виде они дают о себе знать всегда, в том числе и сегодня. Любопытно здесь то, что носителями некоторых сугубо иудейских воззрений зачастую становятся особо ревностные христиане. Но, конечно, в каждую эпоху христианские уклонения в иудаизм проявляют себя по-разному. Во времена апостола Павла они в большинстве случаев выражались в стремлении к исполнению обрядового закона Ветхого завета. Например, в этом отрывке речь идет об обрезании.
Сегодня, конечно, не существует христианских общин, в которых проповедовалась бы необходимость строгого соблюдения закона Моисея. Но есть нечто иное. К примеру, стремление к изоляции. Дело в том, что сегодняшний иудаизм не является миссионерской религией, в том смысле, что он не ставит перед собой цели привлечь к себе всех и каждого, в наши дни свою миссию он сосредотачивает исключительно на евреях. Тогда как христианство устроено совершенно иным образом: по своей природе оно не может не быть миссионерским. Такое его устроение заложено Самим Христом, Он неоднократно в качестве одной из Своих заповедей говорил о том, что Его ученики должны быть, как о том сказано в книге Деяний святых апостолов, свидетелями Христа Воскресшего «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8), а в Евангелии от Матфея та же самая заповедь выражена такими словами Спасителя: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20). Получается, что стремление некоторых христиан закрыться внутри своих общин и минимизировать соприкосновение с внешним нехристианским миром — это ни что иное, как уклонение от исполнения прямой и недвусмысленной Христовой заповеди, причем уклонение в духе современного иудаизма.
Впрочем, здесь необходимо сделать важную оговорку: в наше время иудаизм очень неоднороден, поэтому высказанное ранее обобщение нельзя считать в полной мере корректным. Значение же имеет тот факт, что упомянутая апостолом Павлом «философия» — это не частная проблема христианской общины древнего города Колоссы, это непреходящая угроза для любой другой общины христиан, и здесь не имеет значения, как именно выражает себя чуждая христианскому духу «философия». Апостол Павел, как и всегда в своих посланиях, предлагает в качестве рецепта взирать на Христа Спасителя, слушать только Его, и ни на что иное не обращать внимание, каким бы привлекательным, разумным и мудрым оно не казалось.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема