
Гал., 205 зач., III, 8-12.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Комментирует священник Антоний Борисов.
31 октября 1517 года скромный профессор захолустного университета города Виттенберга взял и перевернул историю западного христианства. Сделал он это с помощью всего лишь одного документа, получившего название «95 тезисов». Его он прикрепил сначала к дверям университетской часовни, а затем на врата кафедрального собора. Как вы уже догадались, профессора звали Мартин Лютер. Ему было суждено стать родоначальником такого явления как протестантизм — христианского движения, отколовшегося от Римско-католической церкви. Все свои богословские рассуждения Лютер выстраивал, постоянно ссылаясь на текст Священного Писания. Прежде всего, на отрывок из послания апостола Павла к галатам, который мы только что слышали. Дорогими сердцу Мартина Лютера стал слова Павла: «законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет». Это высказывание апостола подтолкнуло Лютера к мысли, что наше спасение не зависит от того, какие поступки мы совершаем. Ключевую роль здесь исполняет исключительно вера, которую дарит или не дарит человеку Бог. Учение Мартина Лютера стало ответом на своеобразное представление католиков о спасении — что якобы христианин должен добрыми поступками заработать себе место в Раю. Сам реформатор и его последователи увидели в словах апостола Павла долгожданное освобождение от непрестанного отслеживания состояния баланса добродетелей. И вовсе отказались считать их чем-то важным и существенным. Искушение понимать мысль Павла в таком ключе появляется почти у каждого, кто читает его послание к галатам. И вполне закономерно возникает вопрос — неужели апостол действительно считал ненужным совершать добрые дела и считал только веру необходимым условием для спасения. Конечно же, все обстоит иначе. Но как? Павел происходил из среды знатоков закона Моисея, убежденных в том, что исполнение заповедей само по себе (даже без душевного расположения и любви к Богу) способно предоставить человеку доступ в Рай. Такое восприятие для апостола было недопустимым. И именно поэтому он призывает считать веру важнее дел закона. Чтобы понять логику Павла, давайте представим себе такую картину. Некий человек приглашен в гости на большой праздник. Дом, где будет происходить торжество, находится на вершине горы. И вот человек терпеливо поднимается по склону, преодолевает препятствия. Всё для того, чтобы попасть на праздник. Наконец-то путник добирается до желанной цели — оказывается у входной двери дома на вершине горы. Но имеет ли он право войти? Скорее нет, чем да. Ведь дом путнику не принадлежит. Да, он преодолел многое, чтобы туда попасть, но это не значит, что теперь можно предъявить хозяину счет. Именно таким видится апостолу Павлу правильное соотношение веры и добродетелей. Их мы, безусловно, должны совершать для достижения Царства Небесного, но руководствоваться при этом призваны искренней верой и любовью к Богу.
Накормим тех, кто попал в беду
Фонд «Банк еды «Русь» много лет помогает людям по всей России самым необходимым — едой. В преддверии Нового года и Рождества фонд запустил акцию «Положите подарок под благотворительную ёлочку». Её цель — собрать как можно больше средств, чтобы обеспечить запасом продуктов тех, кто в этом нуждается: одиноких пенсионеров, многодетные семьи и родителей особенных детей.
Среди тех, кому нужна помощь оказался Иван Николаевич и его близкие. В 60 лет мужчина остался один с двумя несовершеннолетними детьми. В дружную жизнь семьи вмешалось несчастье — супруги и мамы, Натальи, не стало. Теперь Иван Николаевич растит двоих сыновей самостоятельно. У одного из них — инвалидность: он не слышит, не говорит, плохо видит и с трудом передвигается. Родные для него — опора во всех смыслах.
Иван Николаевич берётся за любую подработку, чтобы мальчишки были сыты и одеты. Но порой его усилий не хватает, чтобы закрывать все потребности семьи. В такие моменты банк еды «Русь» всегда оказывается рядом. Продуктовые наборы делают жизнь отца и его сыновей заметно легче. Заработанные деньги Иван Николаевич может вкладывать в лечение старшего сына и распределять на другие нужды семьи.
Примите участие в акции «Положите подарок под благотворительную ёлочку», так вы поможете банку еды «Русь» обеспечивать продуктами всех, кому они необходимы. Оставить любой посильный перевод можно на официальном сайте фонда.
Когда человек уверен, что он сможет накормить себя и близких, у него появляются силы жить!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Этика диалога М.М. Бахтина». Алексей Козырев
Гостем программы «Светлый вечер» был декан философского факультета МГУ Алексей Козырев.
Разговор шел о том, как известный философ Михаил Михайлович Бахтин размышлял о взаимоотношениях человека с окружающими и с Богом, и как это соотносится с христианской традицией.
Этой программой мы завершаем цикл бесед, приуроченных к 130-летию со дня рождения М.М. Бахтина.
Первая беседа с кандидатом философских наук Андреем Теслей была посвящена жизненному пути М.М. Бахрина (эфир 22.12.2025)
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена христианскому взгляду на труды М.М. Бахтина (эфир 23.12.2025)
Третья беседа с доктором филологических наук Татьяной Касаткиной была посвящена размышлениям М.М. Бахтина о творчестве Ф.М. Достоевского (эфир 24.12.2025)
Четвертая беседа с доктором филологических наук Анастасией Гачевой говорили о христианских мотивах в произведениях М.М.Бахтина (эфир 25.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Ответ Президента В.В. Путина на Прямой линии о вере в Бога;
— Возможность дискуссии о вере в общественном пространстве;
— «Вифлеемский огонь» — новая Рождественская традиция;
— Праздничные традиции разных времен;
— Выставка в Москве об истории «Алисы в Стране чудес» в России;
— 200-летие со дня основания Серафимо-Дивеевского монастыря.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер











