
Гал., 205 зач., III, 8-12.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Комментирует священник Антоний Борисов.
31 октября 1517 года скромный профессор захолустного университета города Виттенберга взял и перевернул историю западного христианства. Сделал он это с помощью всего лишь одного документа, получившего название «95 тезисов». Его он прикрепил сначала к дверям университетской часовни, а затем на врата кафедрального собора. Как вы уже догадались, профессора звали Мартин Лютер. Ему было суждено стать родоначальником такого явления как протестантизм — христианского движения, отколовшегося от Римско-католической церкви. Все свои богословские рассуждения Лютер выстраивал, постоянно ссылаясь на текст Священного Писания. Прежде всего, на отрывок из послания апостола Павла к галатам, который мы только что слышали. Дорогими сердцу Мартина Лютера стал слова Павла: «законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет». Это высказывание апостола подтолкнуло Лютера к мысли, что наше спасение не зависит от того, какие поступки мы совершаем. Ключевую роль здесь исполняет исключительно вера, которую дарит или не дарит человеку Бог. Учение Мартина Лютера стало ответом на своеобразное представление католиков о спасении — что якобы христианин должен добрыми поступками заработать себе место в Раю. Сам реформатор и его последователи увидели в словах апостола Павла долгожданное освобождение от непрестанного отслеживания состояния баланса добродетелей. И вовсе отказались считать их чем-то важным и существенным. Искушение понимать мысль Павла в таком ключе появляется почти у каждого, кто читает его послание к галатам. И вполне закономерно возникает вопрос — неужели апостол действительно считал ненужным совершать добрые дела и считал только веру необходимым условием для спасения. Конечно же, все обстоит иначе. Но как? Павел происходил из среды знатоков закона Моисея, убежденных в том, что исполнение заповедей само по себе (даже без душевного расположения и любви к Богу) способно предоставить человеку доступ в Рай. Такое восприятие для апостола было недопустимым. И именно поэтому он призывает считать веру важнее дел закона. Чтобы понять логику Павла, давайте представим себе такую картину. Некий человек приглашен в гости на большой праздник. Дом, где будет происходить торжество, находится на вершине горы. И вот человек терпеливо поднимается по склону, преодолевает препятствия. Всё для того, чтобы попасть на праздник. Наконец-то путник добирается до желанной цели — оказывается у входной двери дома на вершине горы. Но имеет ли он право войти? Скорее нет, чем да. Ведь дом путнику не принадлежит. Да, он преодолел многое, чтобы туда попасть, но это не значит, что теперь можно предъявить хозяину счет. Именно таким видится апостолу Павлу правильное соотношение веры и добродетелей. Их мы, безусловно, должны совершать для достижения Царства Небесного, но руководствоваться при этом призваны искренней верой и любовью к Богу.
«Святой архипелаг»

«Святой архипелаг». Россия, режиссёр Сергея Дебижев
— Соловки до революции — вот так вот сложилось, что они смогли запечатлеть и в архитектуре, и в укладе, и в образе жизни, который здесь был, идеал человека.
— Соловки — это одно из таких мест, в которых люди имеют возможность понять, что есть вечность, и мы в каком-то соотношении с этой вечностью находимся.
Вечность в каждом кадре. Так в двух словах можно описать картину Сергея Дебижева «Святой архипелаг». Фрагмент из неё только что прозвучал. Режиссёру удалось невероятное: перенести на экран духовную атмосферу Соловецких островов — архипелага в Белом море, к юго-западу от Архангельска — молитвенную, светлую, наполненную любовью к Богу. Кино документальное, однако оно в самом полном смысле слова — картина, произведение искусства.
Лента вышла на экраны в 2022-м году, завоевала множество фестивальных наград, среди которых — серебряный Святой Георгий 44-го Московского кинофестиваля и приз Китайской академии документального кино в номинации «Лучшая операторская работа». Но главной наградой для всей съёмочной группы стал зрительский интерес к фильму. По словам Сергея Дебижева, многим сегодня, наконец, становится ясно, что материальная сторона жизни — отнюдь не главенствующая. Картина «Святой архипелаг» в каком-то смысле стала ответом на духовные запросы современного кинозрителя. Возможностью увидеть мир, выходящий за рамки нашей повседневной будничной гонки. Мир, где в каждом окружающем звуке и глотке воздуха ощущается его полнота и радость.
Практически каждый кадр документального фильма «Святой архипелаг» зрелищный и запоминающийся. Мы видим, как монахи Соловецкого монастыря пекут просфоры, кормят птиц прямо из рук, плавают на лодке по Белому морю, а вокруг них играет стая белух. И, конечно же, молятся. Над монастырём, над морем и островами не умолкает монашеская молитва.
И всё же режиссёр Сергей Дебижев утверждает: фильм не просто о Соловках, Соловецком монастыре и его монахах. Он — о смысле и течении жизни. О том, какой она становится, когда каждая её минута наполняется Богом. Именно об этом размышляет один из героев картины, руководитель плотницкой мастерской Соловецкого монастыря, в которой вырезают поклонные кресты, Георгий Кожокарь.
— Остановитесь вот перед любым камнем, перед любой травинкой, локоном леса, природы, воды — невозможно не услышать голос Божий: Аз Есмь. То есть, здесь. Вот, Я тут. Я тут — сейчас.
Смотришь на экран, а там в бескрайнем море вокруг Соловецкого монастыря отражается бездонное небо. И не видно границы между ними. И не знаешь, на небе ты, или на земле. Это ощущение усиливает музыка, которую написал для фильма «Святой Архипелаг» музыкант и композитор Вячеслав Бутусов. Впрочем, по словам режиссёра Сергея Дебижева, настроение фильма запечатлевалось по мере работы над ним, словно само по себе. А точнее — по воле Божьей. Как живут по воле Божьей уже шесть веков святые Соловки. И неугасимой лампадой светят миру.
Кирсанов (путешествие по городу)

Кирсанов — город в Центрально-Чернозёмном районе России, на востоке Тамбовской области. Его история началась в конце семнадцатого века со строительства железоделательного завода. Первым при производстве поселился крестьянин Хрисанф Зубахин, в народном произношении — Кирсан. Его имя и дало название селению. Железоделательный завод вскоре закрылся, а Кирсанов продолжал существовать — сначала как посёлок, а с 1779 года — как уездный город. Он успешно развивался за счёт удачного географического положения. Через Кирсанов проходили тракты, ведущие в Воронеж, Камышин и Пензу. В 1875 году здесь появилась станция железной дороги, соединявшей Тамбов и Саратов. Всё это способствовало торговле. Неудивительно, что значительную часть городского населения составляли купцы. В традициях этого сословия всегда были благотворительность и строительство храмов. К началу двадцатого века в Кирсанове действовали восемь церквей. До наших дней сохранилось две из них — бессребреников Космы и Дамиана и Тихвинской иконы Божией Матери. В этих храмах — память о прошлом и надежда на будущее Кирсанова.
Радио ВЕРА в Кирсанове можно слушать на частоте 102,2 FM
18 июля. Об истории Иконы Божией Матери «Домостроительница»

Сегодня 18 июля. Церковь чтит Икону Божией Матери «Домостроительница».
О её истории — священник Захарий Савельев.
Образ Божией Матери Домостроительницы восходит к X веку. Связано это с примером того, как некий инок, некий святой на горе Афон остался один в своей обители, удалился из этой лавры. И, уже странствуя к другому духовному пристанищу, ему на дороге встретилась женщина. Он удивился, потому что на горе Афон, как мы знаем, не бывает женщин.
Но вместо того чтобы задать ей вопрос, она задала ему вопрос: «Куда ты идёшь?» Он удивился и сказал: «Как ты сюда попала? Женщинам здесь нельзя появляться». На это она ответила, что она Пресвятая Богородица и Матерь Господа, которому он служит. Монах начал дознаваться, точно ли перед ним Пресвятая Владычица Богородица, или же это наваждение бесовское. И Божия Матерь совершила чудо.
Но главное, что этот инок вернулся в обитель, и эта обитель прославилась ещё больше. И по сей день это лавра святого Афанасия. Там нет эконома. Там есть подэконом или помощник эконома, потому что сама эта должность как бы занята Пресвятой Богородицей.
Пресвятая Богородица-Домостроительница — Домостроительница нашего спасения, Матерь Господа, ну и самая главная помощница в наших делах, скорбях и сложных обстоятельствах.
Все выпуски программы Актуальная тема