
Гал., 200 зач., I, 11-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Человек — существо социальное. Мы не терпим одиночества. Однако порой нам необходимо побыть в уединении. О той духовной пользе, которую мы можем получить, отстранившись на время от шума этой жизни, рассказывает отрывок из 1-й главы послания апостола Павла к Галатам. Именно он звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
До своего обращения в христианство апостол Павел был одержим идеей уничтожения Церкви Христовой. Он фанатично преследовал учеников Спасителя и предавал их на смерть. Павел был уверен, что так он исполняет волю Бога, охраняет чистоту веры от пагубной ереси и хранит традицию отцов. Поэтому и называет он себя «неумеренным ревнителем отеческих преданий». Однажды по пути в Дамаск, куда Павел ехал, чтобы найти и уничтожить местную христианскую общину, ему явился Бог. В Нём Павел узнает Того Самого распятого Иисуса, против учеников Которого он враждовал. Это явление потрясает Павла настолько, что он кардинально меняет свои убеждения и образ жизни. Из жестокого гонителя он превращается в ревностного проповедника Евангелия и со временем становится одним из самым выдающихся апостолов Христовой веры.
Сегодня Павел возвращается к тем событиям. Он вспоминает, какие были его первые действия после чудесного переворота. По его словам, он «не стал советоваться с плотью и кровью, и не пошёл в Иерусалим к другим Апостолам». Это очень примечательный момент. До своего обращения апостол полностью доверял своему опыту, своим мыслям, чувствам и темпераменту. Кроме того, он доверял окружающим его авторитетам иудейской веры. Всё это подсказывало ему, что он на правильном пути. Что он исполняет дело Божие. Что его ведёт Сам Господь. Однако в итоге оказалось, что он воюет против Своего Творца. Что всё это время он разговаривал сам с собой. Советовался с плотью и кровью.
Поэтому Павел и не спешит делать первое, что приходит на ум. Он не спешит броситься на шею другим апостолам, заявить о своём изменении и готовности служить Церкви. Павел берёт паузу. На три года уходит в Аравию. Скорее всего в пустыню. Зачем? Он ощутил в своём сердце глубокую реальность присутствия Христа. И теперь ему необходимо научиться жить в этом присутствии. Научиться согласовывать свои чувства и мысли с тем голосом, который исходит из глубины его существа. Для этого он и удаляется от шума. Здесь Павел может побыть наедине с собой, перезагрузиться. Научиться заново общаться с Богом. Чтобы потом, с новой ясностью в уме и сердце, исполнять волю Творца. И чтобы отныне не плоть и кровь управляли им, но Дух Божий.
Плоть и кровь, о которых говорит Павел, не обязательно подталкивают нас к чему-то аморальному и противозаконному. Нет. Это естественный ход мысли, который подсказывает нам, как найти в этой жизни комфорт и стабильность. Как их не потерять и приумножить. Печально, когда в своей повседневной деятельности, мы слышим только голос плоти и крови. Даже будучи церковными людьми мы нередко поступаем так, как сами считаем нужным и правильным. При этом с лёгкостью находим обоснование такого поведения в Писании и других авторитетных вероучительных текстах. Сегодня Церковь напоминает, что подлинное служение Богу начинается с того, что я отказываюсь слепо доверять себе. Я ставлю под сомнение свои мотивы. Я не бросаюсь что-то делать или говорить по первому импульсу. Каждый свой шаг и поступок я стараюсь сверить с Евангелием, каждое своё слово, мысль и чувство — с тем опытом, которым обладают святые Церкви. Но самое главное, я учусь слышать и вступать в диалог с тем голосом, который звучит в глубине моего сердца. А он становится явственным и ощутимым, когда я хотя бы на краткое время понуждаю себя ради общения с Богом удаляться от суеты этой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Одна молитва. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
В главе шестой Евангелия от Матфея Господь заповедал ученикам молиться, не говоря лишнего, дабы не уподобиться язычникам. Он даровал апостолам молитву Господню, известную также, как «Отче наш».
Я долго не понимала: почему Господь не передал нам других молитв? Ведь у каждого из нас так много просьб к Богу. И когда мы обращаемся к Нему, сложно быть лаконичными и не сказать лишнего.
Однажды мой сын сильно задержался на прогулке с друзьями. Я долго не могла дозвониться до него. А пока набирала номер, молилась:
— Господи, пусть он перезвонит...
И тут же мысленно перебивала сама себя:
— Нет, Господи, лучше я сама дозвонюсь, а он пусть снимет трубку... Нет, всё-таки, лучше он, а то разозлюсь ещё, наговорю всякого... Но хорошо бы, чтобы трубку взял...
Вдруг поняла, что запуталась. Сама не знала, чего просить. Сын не отвечал на звонки. Снова начала молиться, просто повторяя молитву Господню:
— Отче наш, иже еси на небесех...
Через некоторое время ребёнок сам позвонил. Я поговорила с ним и велела идти домой.
В той же главе Евангелия от Матфея сказано: «Ибо знает Отец ваш, в чём имеете нужду прежде, чем попросите у него.» Господь знает, но мы сами, к сожалению, далеко не всегда. А что нам на самом деле полезно, знаем ещё реже.
В молитве Господней собраны все наши основные просьбы, и их не много. Буквально четыре: о хлебе насущном, об оставлении грехов, об избавлении от искушений и защите от лукавого. Это — основные потребности каждого верующего человека. И если мы не знаем, чего хотим, можно просто читать «Отче наш». А Господь и без слов знает о наших нуждах.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
10 февраля. О покаянной молитве авторства Преподобного Ефрема Сирина

Сегодня 10 февраля. День памяти Преподобного Ефрема Сирина.
О покаянной молитве его авторства — священник Августин Соколовски.
Святой Ефрем Сирин был чадом Древней Антиохийской Церкви. Ограничивая себя во всем и пребывая в молитве и созерцании, святой Ефрем писал удивительные гимны славословия Господу и Богу. Отец пустыни, подобный библейским пророкам, святой Ефрем был дьяконом. Тогда, в IV веке, это было особенное учительское служение Древней Церкви. Ефрем проповедовал, учил, готовил людей к окрещению. В момент, когда примерно за год до его праведной кончины на город Эдессу обрушился голод, Ефрем спас от смерти множество жизней.
Пройдет ровно три недели и начнется Великий Пост. Тогда святой Ефрем сделается нашим спутником в трудном, но благословенном пути к Святой Пасхе. Ежедневно Церковь устами священника будет многократно повторять молитву святого Ефрема. Самое главное, чтобы слова этой молитвы не становились для нас привычными, но каждый раз пробуждали наши воспоминания об ее авторе и о множестве великих значений, вложенных им в удивительные, глубокие и одновременно чрезвычайно простые и наполненные подлинным библейским смыслом слова «Господи и владыка живота моего, Господь и владыка жизни моей».
Преподобный Ефрем родился, когда против христиан свирепствовало великое гонение Диоклетиана. Христиан казнили за то, что они отказывались признавать божественность императора. Единственным Господом и Владыкой своего бытия они признавали Бога и Сына Его Иисуса Христа. Начальные слова молитвы — подлинное мученическое исповедание веры. В дни Великого Поста нам предстоит со вниманием и смирением повторять этот Символ веры мучеников вместе со святым Ефремом.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 февраля. О периоде приготовления к Великому посту

Сегодня 10 февраля. Начало 1-й подготовительной седмицы к Великому посту.
О периоде приготовления к Великому посту — протоиерей Василий Гелеван.
Великий пост велик и по времени, и по значению. По времени, потому что он 40 дней длится, плюс Страстная седмица. А по значению, потому что готовит нас к встрече с Пасхой — самому главному празднику в православном календаре. Вот эти несколько недель мы называем подготовительная седмица перед постом. Отличают эти седмицы евангельские воскресные чтения: о Закхее, Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и прямо у самого порога поста Евангелие о страшном суде. Прощенное воскресенье мы называем его. Эти подготовительные недели готовят нас к тому, чтобы правильно вступить в это поприще поста. А как правильно? Заранее поразмышлять о добродетелях и немного сравнить свою жизнь с тем, как надо. Они готовят нас даже уже постепенному входу в воздержание. То есть это не такой резкий порог, когда вчера ты ел мясо, а сегодня уже не ешь. Нет, постепенно. Сначала все разрешается вкушать, даже среда и пятница отменяются. Потом в обычный режим входим — среда и пятница. Следующие — отказались от мяса, но еще мы едим яйца, молоко. И, наконец, уже и от этого отказываемся. Светлый период, который освобождает нас от зависимости. И тело наше утончается, и страсти наши утихомирятся. И вот в таком состоянии нужно подходить к празднику праздников, к Святой Пасхе.
Все выпуски программы Актуальная тема