
Гал., 200 зач., I, 11-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Человек — существо социальное. Мы не терпим одиночества. Однако порой нам необходимо побыть в уединении. О той духовной пользе, которую мы можем получить, отстранившись на время от шума этой жизни, рассказывает отрывок из 1-й главы послания апостола Павла к Галатам. Именно он звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
До своего обращения в христианство апостол Павел был одержим идеей уничтожения Церкви Христовой. Он фанатично преследовал учеников Спасителя и предавал их на смерть. Павел был уверен, что так он исполняет волю Бога, охраняет чистоту веры от пагубной ереси и хранит традицию отцов. Поэтому и называет он себя «неумеренным ревнителем отеческих преданий». Однажды по пути в Дамаск, куда Павел ехал, чтобы найти и уничтожить местную христианскую общину, ему явился Бог. В Нём Павел узнает Того Самого распятого Иисуса, против учеников Которого он враждовал. Это явление потрясает Павла настолько, что он кардинально меняет свои убеждения и образ жизни. Из жестокого гонителя он превращается в ревностного проповедника Евангелия и со временем становится одним из самым выдающихся апостолов Христовой веры.
Сегодня Павел возвращается к тем событиям. Он вспоминает, какие были его первые действия после чудесного переворота. По его словам, он «не стал советоваться с плотью и кровью, и не пошёл в Иерусалим к другим Апостолам». Это очень примечательный момент. До своего обращения апостол полностью доверял своему опыту, своим мыслям, чувствам и темпераменту. Кроме того, он доверял окружающим его авторитетам иудейской веры. Всё это подсказывало ему, что он на правильном пути. Что он исполняет дело Божие. Что его ведёт Сам Господь. Однако в итоге оказалось, что он воюет против Своего Творца. Что всё это время он разговаривал сам с собой. Советовался с плотью и кровью.
Поэтому Павел и не спешит делать первое, что приходит на ум. Он не спешит броситься на шею другим апостолам, заявить о своём изменении и готовности служить Церкви. Павел берёт паузу. На три года уходит в Аравию. Скорее всего в пустыню. Зачем? Он ощутил в своём сердце глубокую реальность присутствия Христа. И теперь ему необходимо научиться жить в этом присутствии. Научиться согласовывать свои чувства и мысли с тем голосом, который исходит из глубины его существа. Для этого он и удаляется от шума. Здесь Павел может побыть наедине с собой, перезагрузиться. Научиться заново общаться с Богом. Чтобы потом, с новой ясностью в уме и сердце, исполнять волю Творца. И чтобы отныне не плоть и кровь управляли им, но Дух Божий.
Плоть и кровь, о которых говорит Павел, не обязательно подталкивают нас к чему-то аморальному и противозаконному. Нет. Это естественный ход мысли, который подсказывает нам, как найти в этой жизни комфорт и стабильность. Как их не потерять и приумножить. Печально, когда в своей повседневной деятельности, мы слышим только голос плоти и крови. Даже будучи церковными людьми мы нередко поступаем так, как сами считаем нужным и правильным. При этом с лёгкостью находим обоснование такого поведения в Писании и других авторитетных вероучительных текстах. Сегодня Церковь напоминает, что подлинное служение Богу начинается с того, что я отказываюсь слепо доверять себе. Я ставлю под сомнение свои мотивы. Я не бросаюсь что-то делать или говорить по первому импульсу. Каждый свой шаг и поступок я стараюсь сверить с Евангелием, каждое своё слово, мысль и чувство — с тем опытом, которым обладают святые Церкви. Но самое главное, я учусь слышать и вступать в диалог с тем голосом, который звучит в глубине моего сердца. А он становится явственным и ощутимым, когда я хотя бы на краткое время понуждаю себя ради общения с Богом удаляться от суеты этой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем»: миром.хелп
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Владимир Миков

Гостем рубрики «Вера и дело» был предприниматель, эксперт по корпоративной культуре, обучению и развитию персонала Владимир Миков.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и как это отразилось на его работе, о том, насколько возможно строить отношения в организации, основываясь на христианских ценностях, а также об участии нашего гостя возрождении традиции строительства обыденных храмов, то есть построенных за один день.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело