Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какой главный признак подлинно верующего человека? Как отличить подлинную духовность от ложной? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Дар предсказывать будущее, способность врачевать недуги, сила управлять стихиями этого мира, особая проницательность ума, контроль над собственным телом и эмоциями — зачастую именно это в нашем представлении — явные признаки человека, который ведёт духовную жизнь. И это однозначно так. Каждый из нас создан по образу Божию. А потому в каждом скрыт огромный духовный потенциал. И если человек думает не только об удовлетворении своих плотских, животных потребностей, но и уделяет достаточно внимания духовной стороне своего существа, он способен раскрыть этот потенциал. Это всё равно что ходить в спортзал два-три раза в неделю. Даже если тренируешься хотя бы на троечку, в любом случае хоть какой-то прогресс будет. Хотя бы не будет болеть спина и мышцы будут в тонусе. А если подчиняешь этим занятиям всю свою жизнь — успех придёт однозначно.
Действительно, опыт жизни свидетельствует, что сверхъестественные духовные способности приобретают не только христиане. В каждой религии есть мистические течения. Их представители могут демонстрировать поразительные вещи. И пророчества, и исцеления, и владение телом, и силу управлять миром живой и неживой природы. Чего стоят одни восточные практики! Восточные монахи-аскеты могут разогревать своё тело до высоких температур, словно печь, и сушить на нём ледяные простыни одну за другой. Они могут левитировать, ходить по воде, переносить боль, надолго погружаться в глубокую медитацию, продолжительное время ничего не есть. Они могут становиться сильными и ловкими, словно дикое животное. Они могут останавливать своё сердце и снова его запускать. Они могут жить дольше, чем обычные люди. И многое другое, что поражает воображение.
Безусловно, подобные способности могут быть и у христианских подвижников. Сам Христос постоянно демонстрирует в Евангелии власть над миром физическим и миром духов. Это же делают и те, кто стал Его верными последователями. Однако не это признак подлинной духовности. Эти качества могут быть у духовного человека, а могут и не быть. Вспомним Иоанна Крестителя, которого Христос назвал величайшим из рождённых. Он не сотворил ни одного явного чуда. И, напротив, сверхъестественных и поразительных явлений ждали и требовали от Христа Его противники.
Сегодня апостол напоминает нам, что подлинный Дух Христов — это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. А самое наивысшее проявление этого Духа — способность переносить немощи окружающих людей. Это сила покрывать прегрешения своих близких. Особенно если эти немощи и прегрешения направлены против нас. Это способность не платить в ответ им той же монетой. Именно таким качеством обладал отец из евангельской притчи о блудном сыне. Сила его любви к своему беспутному ребёнку была такова, что вначале он отпустил его без ропота. А когда тот вернулся, так же без ропота, не теряя при этом своего отеческого достоинства, принял обратно.
Итак, подлинное духовное дарование, которое является признаком христианина, — это дар отцовства. Способность быть любящим родителем по отношению к людям, которые ведут себя с тобой порой как неразумные, злые, жестокосердные подростки. Именно эта способность свидетельствует о подлинной святости. Всё Евангелие и вся церковная дисциплина именно о том, как развить в себе это состояние. Его приобретение — это средоточие христианского подвига. Пусть со стороны это состояние выглядит не так грандиозно и не так поражает воображение людей, как способность творить сверхъестественные чудеса. Однако лишь Дух любви, милости и прощения способен дать нашему сердцу и нашей душе подлинные мир и радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Тритон. Ольга Кутанина
Однажды весной, когда природа просыпалась, один необычный случай стал важным уроком, укрепившим мою веру.
В конце марта, когда у старших дочек были каникулы, мы всей семьей приехали на дачу. Снег ещё не сошёл, но активно таял. По дороге между участками среди чистых белых сугробов бежал с возвышенности к лесу шумный ручей. Дети радостно топали по нему резиновыми сапогами, пускали бумажные и пенопластовые кораблики, гребли воду лопатками.
Вдруг сын заметил в ручье тритона. И достал его. Тритон был ещё сонный, замёрзший. Не двигался и выглядел очень беспомощно. Но на ладони начал отогреваться. Движения его становились всё активнее.
— Папа, мама, он живой! — обрадовались дети. — А как он под снегом зимовал?
Тут-то мы и рассказали им, как зимуют ящерицы и тритоны. На всю зиму прячутся они и становятся совсем холодными. Это медведь наедает жир за лето и спит зимой, по-настоящему спит: посапывает во сне, вздыхает, может с боку на бок, как в сказке, перевернуться. Бывает, даже проснётся и пойдёт, голодным, по лесу шататься. Так и говорят про него — медведь-шатун.
А хладнокровные животные будто умирают зимой. Невооружённым глазом и не заметишь признаки жизни.
— Так это смерть такая? — удивляются дети.
— Учёные называют это анабиозом. Хотя это и вправду очень похоже на смерть. По-гречески это слово даже означает: оживление, воскрешение.
Рассказываем мы с мужем, а сами дивимся, как премудро всё Господь устроил. Не видим мы в нашей обычной жизни воскрешение людей. Уходят они, уходят. Будто без возврата.
Конечно, мы знаем, что все люди воскреснут, как воскрес Христос, но поверить в это нам бывает, порой, трудно, когда нет такого лично пережитого опыта.
Понимает Бог наши немощи, видит их. Но раньше срока обычно не воскрешает близких. Зато даёт возможность увидеть подобие этого пробуждения в природе. В животном мире, например. Да не раз, не два, а каждую весну!
Как заканчивается зима, видим чудеса оживления в природе. Так утешает любящий Господь, бережёт нас, маловерных. Укрепляет веру в возможность всеобщего воскресения и через эту веру спасает нас.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
18 декабря. Об иге Христовом
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».
Об иге Христовом — протоиерей Василий Гелеван.
«Иго Моё благо», говорит Господь. Иго — это совокупность событий, люди на моём жизненном пути, мои болезни, моя забота о близких и моё усердие на рабочем месте, к примеру. Иго Христово — это когда я полюблю жизнь, данную мне Богом, всех окружающих и всё, что происходит в моей жизни, когда научусь благодарить не только за радость, но и за скорбь. Радость утешает и напоминает о грядущем счастье, которое ещё впереди. А вот скорби развивают мою душу в терпении, укрепляют смирение и любовь, лишь бы не отвергать Его Иго и не бросить свой крест. Тогда, по сути, ты и будешь жить именно своей жизнью, когда примешь происходящее в твоей жизни как из рук Божьих, исполнишь волю Божию о себе. Вот тогда твоя жизнь перестанет быть тяжёлым бременем и станет Игом Христовым — благим и лёгким.
Все люди ищут покой, но немногие знают, где он находится. Только тогда найдём покой душам нашим, когда доверимся Вседержителю. Уже здесь, на этой бренной земле, нам откроется тот вожделенный покой в вере Христовой, в доверии Ему.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О служении Святителя Гурия, архиепископа Казанского
Сегодня 18 декабря. Церковь чтит память Святителя Гурия, архиепископа Казанского, жившего в шестнадцатом веке.
О его служении — протоиерей Владимир Быстрый.
Святитель Гурий был очень хорошо знаком с Иоанном Грозным и был его собеседником. В 1552 году Иван Грозный взял Казань. Была учреждена Казанская епархия и появилась необходимость миссионерства в Казанской земле.
В 1555 году митрополит Московский Макарий созвал Собор, который был посвящен учреждению архиепископии в Казани. По жребию святитель Гурий был избран на Казанскую кафедру. В Казани святитель Гурий развил бурную деятельность: и хозяйственную, и что самое главное, духовную, миссионерскую. В православие святитель и татар, и язычников обращал не силой, но любовью.
В последние три года он очень тяжело болел, на большие праздники его приносили в храм на носилках. Перед смертью святитель Гурий принял постриг в Великую схиму и отошел ко Господу.
Архимандрит Варсонофий совершил чин отпевания Гурия, и святитель Гурий был похоронен у алтаря монастырского Преображенского собора.
В 1595 году произошла перестройка собора, была вскрыта могила святителя Гурия, и были обретены нетленные останки. Гроб Гурия был наполнен благоухающим миром. По решению собора и по решению Патриарха, святителя Иова, Гурий был канонизирован.
Все выпуски программы Актуальная тема