
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какой главный признак подлинно верующего человека? Как отличить подлинную духовность от ложной? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Дар предсказывать будущее, способность врачевать недуги, сила управлять стихиями этого мира, особая проницательность ума, контроль над собственным телом и эмоциями — зачастую именно это в нашем представлении — явные признаки человека, который ведёт духовную жизнь. И это однозначно так. Каждый из нас создан по образу Божию. А потому в каждом скрыт огромный духовный потенциал. И если человек думает не только об удовлетворении своих плотских, животных потребностей, но и уделяет достаточно внимания духовной стороне своего существа, он способен раскрыть этот потенциал. Это всё равно что ходить в спортзал два-три раза в неделю. Даже если тренируешься хотя бы на троечку, в любом случае хоть какой-то прогресс будет. Хотя бы не будет болеть спина и мышцы будут в тонусе. А если подчиняешь этим занятиям всю свою жизнь — успех придёт однозначно.
Действительно, опыт жизни свидетельствует, что сверхъестественные духовные способности приобретают не только христиане. В каждой религии есть мистические течения. Их представители могут демонстрировать поразительные вещи. И пророчества, и исцеления, и владение телом, и силу управлять миром живой и неживой природы. Чего стоят одни восточные практики! Восточные монахи-аскеты могут разогревать своё тело до высоких температур, словно печь, и сушить на нём ледяные простыни одну за другой. Они могут левитировать, ходить по воде, переносить боль, надолго погружаться в глубокую медитацию, продолжительное время ничего не есть. Они могут становиться сильными и ловкими, словно дикое животное. Они могут останавливать своё сердце и снова его запускать. Они могут жить дольше, чем обычные люди. И многое другое, что поражает воображение.
Безусловно, подобные способности могут быть и у христианских подвижников. Сам Христос постоянно демонстрирует в Евангелии власть над миром физическим и миром духов. Это же делают и те, кто стал Его верными последователями. Однако не это признак подлинной духовности. Эти качества могут быть у духовного человека, а могут и не быть. Вспомним Иоанна Крестителя, которого Христос назвал величайшим из рождённых. Он не сотворил ни одного явного чуда. И, напротив, сверхъестественных и поразительных явлений ждали и требовали от Христа Его противники.
Сегодня апостол напоминает нам, что подлинный Дух Христов — это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. А самое наивысшее проявление этого Духа — способность переносить немощи окружающих людей. Это сила покрывать прегрешения своих близких. Особенно если эти немощи и прегрешения направлены против нас. Это способность не платить в ответ им той же монетой. Именно таким качеством обладал отец из евангельской притчи о блудном сыне. Сила его любви к своему беспутному ребёнку была такова, что вначале он отпустил его без ропота. А когда тот вернулся, так же без ропота, не теряя при этом своего отеческого достоинства, принял обратно.
Итак, подлинное духовное дарование, которое является признаком христианина, — это дар отцовства. Способность быть любящим родителем по отношению к людям, которые ведут себя с тобой порой как неразумные, злые, жестокосердные подростки. Именно эта способность свидетельствует о подлинной святости. Всё Евангелие и вся церковная дисциплина именно о том, как развить в себе это состояние. Его приобретение — это средоточие христианского подвига. Пусть со стороны это состояние выглядит не так грандиозно и не так поражает воображение людей, как способность творить сверхъестественные чудеса. Однако лишь Дух любви, милости и прощения способен дать нашему сердцу и нашей душе подлинные мир и радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM