
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какой главный признак подлинно верующего человека? Как отличить подлинную духовность от ложной? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Дар предсказывать будущее, способность врачевать недуги, сила управлять стихиями этого мира, особая проницательность ума, контроль над собственным телом и эмоциями — зачастую именно это в нашем представлении — явные признаки человека, который ведёт духовную жизнь. И это однозначно так. Каждый из нас создан по образу Божию. А потому в каждом скрыт огромный духовный потенциал. И если человек думает не только об удовлетворении своих плотских, животных потребностей, но и уделяет достаточно внимания духовной стороне своего существа, он способен раскрыть этот потенциал. Это всё равно что ходить в спортзал два-три раза в неделю. Даже если тренируешься хотя бы на троечку, в любом случае хоть какой-то прогресс будет. Хотя бы не будет болеть спина и мышцы будут в тонусе. А если подчиняешь этим занятиям всю свою жизнь — успех придёт однозначно.
Действительно, опыт жизни свидетельствует, что сверхъестественные духовные способности приобретают не только христиане. В каждой религии есть мистические течения. Их представители могут демонстрировать поразительные вещи. И пророчества, и исцеления, и владение телом, и силу управлять миром живой и неживой природы. Чего стоят одни восточные практики! Восточные монахи-аскеты могут разогревать своё тело до высоких температур, словно печь, и сушить на нём ледяные простыни одну за другой. Они могут левитировать, ходить по воде, переносить боль, надолго погружаться в глубокую медитацию, продолжительное время ничего не есть. Они могут становиться сильными и ловкими, словно дикое животное. Они могут останавливать своё сердце и снова его запускать. Они могут жить дольше, чем обычные люди. И многое другое, что поражает воображение.
Безусловно, подобные способности могут быть и у христианских подвижников. Сам Христос постоянно демонстрирует в Евангелии власть над миром физическим и миром духов. Это же делают и те, кто стал Его верными последователями. Однако не это признак подлинной духовности. Эти качества могут быть у духовного человека, а могут и не быть. Вспомним Иоанна Крестителя, которого Христос назвал величайшим из рождённых. Он не сотворил ни одного явного чуда. И, напротив, сверхъестественных и поразительных явлений ждали и требовали от Христа Его противники.
Сегодня апостол напоминает нам, что подлинный Дух Христов — это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. А самое наивысшее проявление этого Духа — способность переносить немощи окружающих людей. Это сила покрывать прегрешения своих близких. Особенно если эти немощи и прегрешения направлены против нас. Это способность не платить в ответ им той же монетой. Именно таким качеством обладал отец из евангельской притчи о блудном сыне. Сила его любви к своему беспутному ребёнку была такова, что вначале он отпустил его без ропота. А когда тот вернулся, так же без ропота, не теряя при этом своего отеческого достоинства, принял обратно.
Итак, подлинное духовное дарование, которое является признаком христианина, — это дар отцовства. Способность быть любящим родителем по отношению к людям, которые ведут себя с тобой порой как неразумные, злые, жестокосердные подростки. Именно эта способность свидетельствует о подлинной святости. Всё Евангелие и вся церковная дисциплина именно о том, как развить в себе это состояние. Его приобретение — это средоточие христианского подвига. Пусть со стороны это состояние выглядит не так грандиозно и не так поражает воображение людей, как способность творить сверхъестественные чудеса. Однако лишь Дух любви, милости и прощения способен дать нашему сердцу и нашей душе подлинные мир и радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Планируемая встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония с Папой Римским;
— Влияние чтения Священного Писания на духовное, душевное и физическое состояние человека;
— Привычка и любовь к чтению;
— Вопросы, возникающие при чтении Священного Писания.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 25.07.2025». Арсений Федоров, Ольга Зайцева
- «Участники Всероссийского Поместного Собора: Федор Кашменский». Протоиерей Константин Зелинский, священник Евгений Агеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 25.07.2025». Арсений Федоров, Ольга Зайцева

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Марина Борисова, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Раздел «Мой день» в приложении Радио ВЕРА, последования богослужений на сайте radiovera.ru
— Материал «Академии журнала «Фома» о том, какие книги стоит прочитать девушке;
— Книжный фестиваль «Пространство Слова»;
— Городской человек и жизнь «на земле».
Все выпуски программы Журнал
«Дебют»

«Дебют». Россия, режиссёр Валерий Пономарёв
— Значит, так. 41-й год. Война. Ну, население спасется от немцев. Тут самолёты, каратели. Мы видим в кадре вот эту повозку. Вот тут появляется фашист — значит, ты. Самодовольный... Подошёл, обыскал повозку. Нашёл мешок, развязал, выбросил всё это на землю. Поковырял ногой так, с ухмылочкой, цинично. Подфутболил всё это и пошёл дальше. Вот и вся твоя задача.
— Это, и всё?
— Это только кажется, что нечего делать. А вот попробуешь, сам убедишься, что не так это просто.
Григорий, простой деревенский парень, нежданно-негаданно попал в кино. В окрестностях его села столичные кинематографисты снимали фильм про Великую Отечественную войну. Гришку — так его звали односельчане — случайно заметил ассистент режиссёра. Оказалось, у паренька — тот самый типаж, который они уже долго и безуспешно искали для одного из эпизодов. Гришку пригласили сниматься... в роли немецкого солдата. «Дебют» — так называется кинокартина, о которой мы сегодня поговорим. Фрагмент из неё прозвучал в начале нашей программы. Лента на самом деле стала дебютом для молодого белорусского режиссёра Валерия Пономарёва. Притом, весьма успешным — короткометражная лента 1978-го года на Республиканском киноконкурсе была объявлена лучшим фильмом, и завоевала главный приз за режиссёрскую работу. Тем не менее из-за небольшого хронометража — менее 30 минут, картину показывали на экранах кинотеатров только в качестве дополнения к основному сеансу. А в наши дни, буквально до недавнего времени, ленту Пономарёва «Дебют» возможно было увидеть только в Музее истории Белорусского кино, в Минске. Однако сегодня фильм легко найти в интернете. Правда, качество не самое лучшее — почти за полвека лента, увы, ни разу не реставрировалась. И всё же, несмотря на это, посмотреть её непременно стоит.
В двадцати восьми минутах экранного времени режиссёр Валерий Пономарёв сумел искусно переплести забавное с серьёзным, по-доброму пошутить и одновременно затронуть нравственные темы. Необычный, интересный жанр «фильма в фильме» оказался для этого очень подходящим. Итак, перед деревенским парнем Гришкой стоит задача — сыграть немецкого солдата, жестокого захватчика. Да так, чтобы натурально. Григорий, конечно, фашистов в глаза не видел. Зато его старый дед в войну партизанил в здешних лесах. И когда узрел, лёжа на печи, как Гришка дома репетирует — кривляется перед зеркалом, имитирует немецкую речь — отругал. Но Григорий не отступился, ведь не каждый день в кино предлагают сняться! Недаром и в деревне Гришку зовут артистом. Есть, за что. То на работу не выйдет, а потом придёт, повинится — мол, прогулял без уважительной причины. Бригадир Гришке полчаса мораль читает, воспитывает. А Григорий вдруг больничный из кармана достаёт — вот, мол, как я тебя разыграл! Несерьёзный, в общем человек — как говорят в деревне — «шебутной». Но вот наступает день съёмок. Поглазеть на Гришку в форме фрица сбегается весь посёлок. Щёлкает хлопушка, звучит команда: мотор! И Григорий появляется в кадре — в каске, с автоматом наперевес. Режиссёр смотрит одобрительно. Но вдруг что-то идёт не по плану...
— Стоп, стоп! Что, что, что ты делаешь, что ты делаешь? Тебя просили поднимать или нет? Знаешь, сколько плёнки коту под хвост?
— Так это ж хлеб, как же его ногой?
— Тоже мне, праведник нашёлся!
— А чего ты орёшь? Ты его сеял?
— Кого?
— Хлеб, чтоб ногой?..
— Да ты же фашист!
— Кто фашист?
— Ты фашист!
— Я фашист?!
— Да не ты фашист... Этот эпизод не про нас с тобой, понимаешь? А про фашистов. А для них не было ничего святого. Они хуже зверей.
— Да знаю, понял!
Из мешка, который Гришка по сценарию отнимает у женщины с ребёнком, на землю выпадает... каравай свежего хлеба. Парень в недоумении: пнуть его ногой, смешать с пылью? Такое в его голове уложиться никак не может. Однако сценарий есть сценарий. Отступать от него нельзя. Григория убеждают: ведь это не по-настоящему, это роль, просто роль. И вот режиссёр отдаёт команду снимать новый дубль...
Короткометражную ленту Валерия Пономарёва «Дебют» можно без преувеличения назвать шедевром. По сути, это кинопритча, которая оригинально и ненавязчиво доносит до зрителей важную истину: есть вещи, которыми нельзя поступиться. Моральные принципы, которые немыслимо перешагнуть. Есть то, что свято, и что невозможно попрать. Такова глубокая мораль фильма. А вот интересные факты: картина действительно снималась в сельской местности, под белорусским городом Мстиславлем Могилёвской области, в массовке и эпизодах участвовали местные жители. А Григория сыграл Владимир Носик — актёр тогда только начинал свой творческий путь. Впоследствии он называл роль в короткометражке Валерия Пономарёва «Дебют» одной из самых светлых, а саму картину — очень важной. Давайте сами в этом убедимся, посмотрев её.