
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Ко времени Рождества Христова религия и культура языческого Средиземноморья катастрофически деградировали. И спасти этот умирающий мир смогло только христианство, проповедниками которого стали святые апостолы. Прежде всего, апостол Павел. Среди просвещённых Павлом язычников оказались и галаты, которым апостол направил послание, вошедшее впоследствии в состав Библии. Отрывок из пятой и шестой глав послания к Галатам читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Первый век по Рождестве Христовом оказался для греко-римской цивилизации временем самого настоящего перелома. Античная культура, философия, этика достигли апогея развития, исчерпав все внутренние ресурсы. Язычество древних римлян и эллинов в какой-то момент оказалось похожим на величественную, но совершенно беспомощную статую Ники Самофракийской, лишённой головы и рук.
Прежде уверенные в себе римские государство и общество стали постепенно утрачивать прежние позиции, а возраставшие сомнения в правильности избранного пути стремились заглушить порочными удовольствиями. Тем более, что никакого внешнего авторитета для тогдашних язычников, по сути, не существовало. Античные язычники массово переставали верить в своих богов. Мифы о них воспринимали как какие-то детские сказки.
Видимо, таков был промысел Божий, что именно в период начавшейся деградации античной языческой культуры, в Римской империи зародилась принципиально новая религия — христианство. И её проповедники, святые апостолы, решили рассказать о жизни и учении Иисуса Христа не только иудеям, но и идолопоклонникам. Особенное рвение в проповеди язычникам проявил апостол Павел. Он совершил несколько продолжительных путешествий по Римской империи, посетив, в том числе, и Галатию — область, населенную потомками насильственно перемещённых в Малую Азию галлов.
Апостол Павел многих галатов обратил в христианство и затем трепетно заботился о судьбе основанной им Галатийской церкви. Павел даже составил обширное послание, в котором объясняет галатам главные принципы христианской веры, чётко обозначая отличия Евангелия от языческих заблуждений.
Апостол Павел прекрасно понимал, что прежние убеждения могут притягивать галатов, а потому призывает своих первоначальных читателей решительно порвать с языческим прошлым, не ностальгировать по нему. И вместо ненужных размышлений о безвозвратно ушедших временах апостол просит галатов заняться укреплением важнейших христианских добродетелей. Они перечисляются в сегодняшнем чтении. Это: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Все перечисленные добродетели источником своим имеют Бога, но появиться в жизни отдельно взятого христианина могут только в результате искреннего и преданного исполнения заповедей Спасителя. В результате христианин наделяется силами бороться с пороками, а взамен получает светлое, радостное состояние души. Но духовная жизнь не предполагает исключительно заботу о своём личном состоянии. Церковь, основанная Христом, представляет собой общность светлых и милосердных людей.
И апостол Павел призывает галатов-христиан относиться к окружающим (и членам Церкви, и язычникам) с добротой и терпением, исправлять чужие ошибки без зазнайства, деликатно. Ведь очень легко стать горделивым фарисеем. Достаточно только поверить в свою уникальность и духовность. Поэтому апостол Павел советует и галатам, и нам с вами не превозноситься, не раздражаться, но руководствоваться таким принципом: «Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 65. Богослужебные чтения
Как известно, сколько бы верёвочка ни вилась, конец у неё обязательно найдётся. Это я к тому, что человек может, конечно, поэкспериментировать с Божественным терпением. Но рано или поздно оно закончится. И тогда экспериментатор в полной мере ощутит, что явно сделал что-то не то. Об этом, в частности, речь идёт в псалме 65-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 65.
Начальнику хора. Песнь.
1 Воскликните Богу, вся земля.
2 Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему.
3 Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои.
4 Вся земля да поклонится Тебе и поёт Тебе, да поёт имени Твоему, Вышний!
5 Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими.
6 Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нём.
7 Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники.
8 Благословите, народы, Бога нашего и провозгласите хвалу Ему.
9 Он сохранил душе нашей жизнь и ноге нашей не дал поколебаться.
10 Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.
11 Ты ввёл нас в сеть, положил оковы на чресла наши,
12 посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.
13 Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои,
14 которые произнесли уста мои и изрёк язык мой в скорби моей.
15 Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением тука овнов, принесу в жертву волов и козлов.
16 Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей.
17 Я воззвал к Нему устами моими и превознёс Его языком моим.
18 Если бы я видел беззаконие в сердце моём, то не услышал бы меня Господь.
19 Но Бог услышал, внял гласу моления моего.
20 Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости Своей.
Услышанный нами псалом был составлен не Давидом. Его написал неизвестный автор примерно в седьмом веке до Рождества Христова. Поводом для создания произведения стало неожиданное и для древней Иудеи, и для всего Ближнего Востока поражение могущественного войска ассирийского царя Сеннахирима. Тот не просто стремился захватить те или иные земли, но делал это подчеркнуто цинично, вызывающе.
Однажды ассирийский правитель, так сказать, положил глаз на Иудею. Сначала Сеннахирим обложил её данью, а потому и вовсе решил разорить. Тогдашний иудейский царь Езекия, в общем-то, был готов к тем или иным компромиссам, но, когда огромное войско ассирийцев осадило Иерусалим, приготовился дать ему отпор. Хотя понимал, что шансов, на самом деле, почти нет. Езекия был хорошим царём и благочестивым человеком. Он не только сам старался жить в соответствии с заповедями Божиими, но и подданных к тому же призывал. Царь, например, постарался искоренить все языческие культы, которые в те времена существовали среди иудеев.
Во время нападения ассирийцев Езекия молился Господу об избавлении от страшной угрозы. Молился не только о себе, но и о народе. И люди тоже стали просить Бога о помощи. Она пришла. Неожиданно в ассирийском лагере вспыхнула какая-то тяжёлая и особо заразная болезнь. В итоге, без какой-либо битвы неприятели потерпели поражение и вынуждены были бежать. И автор псалма, наблюдая за торжеством Божиим, ликует. Он, в частности, пишет: «Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои. Вся земля да поклонится Тебе и поёт Тебе, да поёт имени Твоему, Вышний!» Так псалмопевец обращается к другим народам, призывая их признать могущество истинного Господа.
Для автора псалма неожиданная победа гармонично входит в череду тех чудес, которые Бог творил, защищая ветхозаветных евреев от различных опасностей. Мы, например, слышим такие слова в псалме: «Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нём». Здесь речь идёт о переходе евреев через Красное море во время исхода из Египта. Тогда силой Божией пророк Моисей смог разделить морские воды, и иудеи прошли по дну морскому, как по суше.
Но Бог приходил на помощь древним евреям не в силу их какой-то гарантированной и объективной избранности, а потому что они стремились быть Господу верны. Об этом и пишет псалмопевец: «Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей. ... Если бы я видел беззаконие в сердце моём, то не услышал бы меня Господь. Но Бог услышал, внял гласу моления моего». Итак, и автор псалма, и царь Езекия, от лица которого были как бы произнесены прозвучавшие слова, и весь народ еврейский в то время жили в благочестии и верности заповедям Господним. Потому и спаслись, и стали свидетелями чуда.
Но прошло какое-то время. И всё изменилось к худшему. Преемник Ассирии, Вавилон, захватил Иудею и разрушил Иерусалим. Это случилось не потому, что Господь ослаб, а потому что ослабла вера Его народа. Древние евреи впали в идолопоклонство, стали жить в пороках и сами лишили себя защиты Божией. Что служит уроком и для нас, тех, кто в настоящее время является частью нового народа Божия — Церкви Христовой. Если хотим мы быть Господом хранимыми, будем Ему верны и словом, и делом.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Евр., 310 зач., IV, 1-13.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как известно, в Землю Обетованную вошли совсем не те люди, которые вышли из Египта. За сорок лет странствования по пустыни сменилось поколение, и это не было какой-то ошибкой или случайностью, таков был замысел Бога, ведь вышедшие из Египта люди не имели должной веры, и сделать с этим ничего не смог даже Сам Бог. Эту историю нам сегодня во время литургии в православных храмах напоминает отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Евреям. Давайте его послушаем.
Глава 4.
1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.
2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.
3 А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира.
4 Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.
5 И еще здесь: «не войдут в покой Мой».
6 Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность,
7 то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».
8 Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.
9 Посему для народа Божия еще остается субботство.
10 Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.
11 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.
12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.
Если мы не знакомы с библейской терминологией, то нас может несколько смутить много раз повторившиеся в только что прозвучавшем апостольском отрывке вариации словосочетания «войти в покой Его», то есть в покой Божий. Покой — это состояние, как в него можно войти? Это не дом, не комната, не какое-то другое физическое место. Но Послание к Евреям делает явный акцент на таковом вхождении, и не заметить настойчивость апостола попросту невозможно.
Так что же такое «покой Божий»? И каким образом в него можно войти?
Ответ на эти вопросы нам даёт Сам Спаситель мира Христос, который сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф. 11:28–29). Для христиан покой Божий — это Сам Христос, это пребывание с Ним, и жизнь не по своей, а по Его воле.
Ветхий Завет, на который обильно ссылается прозвучавший сегодня отрывок апостольского послания, под покоем понимал конкретное место — Землю Обетованную, ведь в ней народ должен был обрести свой дом, место, в котором можно будет успокоиться после многолетнего странствования, место, в котором в покое можно будет жить и служить Богу.
Мы видим, что в конечном итоге и новозаветное, и ветхозаветное понимание покоя Божия сходятся в одном: человек тогда достигает покоя Божия, когда исполняет волю Божию, и это приносит человеку успокоение, так человек успокаивает свою мятущуюся душу, и никакого иного пути для обретения покоя не существует.
Однако есть та проблема, о которой предупредил прозвучавший сегодня отрывок Послания к Евреям: Бог указал нам и цель, и путь, Он призывает нас войти в Его покой — то есть обрести истинное счастье — но мы не спешим верить Богу, нам кажется, будто бы мы лучше Его знаем, что нам необходимо, и что счастье и покой близки, осталось ещё немного, ещё чуть-чуть, — новую должность, новую квартиру, здорового ребёнка, успешного мужа или красивую добрую жену, и счастье будет. Но это всё — постоянно ускользающий мираж, и достижение земных целей отнюдь не приводит к покою, напротив, с новым и вожделенным приходят неожиданные проблемы, и этот вал невозможно остановить.
Апостол и не призывает его останавливать. Он говорит о другом, о том, что наше предназначение не здесь, следовательно, и успокоение нужно искать не в земных достижениях, а в Боге, не забывая при этом, что служение Богу вовсе не означает отказ от земных целей, однако эти цели должны быть поставлены на служение не себе, а Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Три монахини возрождают монастырь, давайте им поможем

В древнем городе Юрьев-Польский Владимирской области есть Петропавловский женский монастырь, основанный в 1874 году. Когда-то он считался духовным центром и украшением города: с тремя церквями, высокой колокольней, школой для девочек и большим яблоневым садом. В XX веке монастырь разорили и от прежнего великолепия почти ничего не осталось... Он фактически превратилась в руины.
Но сегодня его история продолжается. С 2015 года в Петропавловской обители живут, молятся и трудятся несколько монахинь. Их любовь и забота подарила монастырю вторую жизнь. Понемногу он возрождается. «Люди нам всегда помогают, чем могут, — говорит игуменья Серафима, — Летом, например, снабжают дарами со своего огорода и косят траву, зимой чистят снег — в общем заботятся о нас, а мы за них молимся».
За 10 лет троим монахиням при участии добрых людей удалось сделать многое: огородить территорию, восстановить одну из церквей в честь Вознесения Господня, построить корпус для сестёр и сделать проект реставрации колокольни. В скором времени в монастыре откроется приют и духовное училище для девочек.

Петропавловский монастырь постепенно возвращается к жизни, но ему всё ещё нужна поддержка. Сегодня оплата коммунальных услуг — одна из насущных и трудных задач для сестёр. И если вы хотите в этом помочь, переходите на сайт фонда «Мои друзья», где открыт сбор для Петропавловского женского монастыря во Владимирской области. Собранная сумма обеспечит обитель теплом и светом на ближайшие полгода и даст возможность сёстрам спокойно молиться, трудиться и продолжать дело возрождения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











