
Апостол Павел
Гал., 205 зач., III, 8-12.
Глава 3.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Однажды я присутствовал на небольшом миссионерском собрании, участники которого обсуждали перспективы христианской миссии. Часть выступающих говорила о православии в России и некоторых других странах, в которых население традиционно было православным. Из их выступлений было понятно, что этого им вполне достаточно. Русские, украинцы, белорусы — значит православные, рассуждали они, ну балканские народы, конечно, ну еще в других странах понемногу, но в целом миссия — это разговор со своими, с теми, кто и так считает себя христианами. Помню, как один священник все никак не мог этого слушать, он вскочил и стал возмущаться, утверждая, что христиане должны обращаться ко всем, и что Христос посылал людей проповедовать по всему миру и мы должны свидетельствовать о Нем всем...
С подобным чувством обращался к своим соплеменникам апостол Павел, когда писал им о том, что вера в Единого Бога должна стать достоянием всех людей на земле. Он напоминал им о пророчествах, которых было немало и которые говорили о том, что все народы в итоге будут поклоняться истинному Богу. К сожалению, чувство собственной исключительности, собственной правоты, перед лицом всех тех, кто неправ, позволяет ощущать себя особенным и собственной правотой упиваться. С точки зрения психологических ощущений, это стремление к комфорту объяснимо. Кажется, что больше ничего делать не нужно, ведь ты и так лучше многих других. Но с точки зрения нравственной, с точки зрения любви к людям, подобное отношение можно считать глубоко неверным, потому что все люди одинаково ценны для Бога и все они призваны к спасению. И любовь Божия должна коснуться каждого сердца.
Но что же имеет в виду апостол, когда вспоминает слова Бога, сказанные Аврааму: «в тебе благословятся все народы»? Ведь далеко не все народы происходят именно от него? В каком смысле благословение Божье, которое было на Аврааме распространяется на всех?
Очевидно, что апостол имеет ввиду не просто механическое перенесение благословения с одного человека на другого, потому что это попросту невозможно. У Бога нет никакой механики и Его благословение не означает удачи или чего-либо похожего. Получает благословение тот, кто сам обращается к Богу с верой. В свою очередь это значит, что, говоря о благословении всех в Аврааме, апостол имеет в виду всех тех, кто стремится вверить себя Богу как Авраам. Поэтому он и пишет дальше: «верующие благословляются с верным Авраамом». Апостол подчеркивает, что этого нельзя сказать о тех, кто делает ставку на исполнение правил. В отличие от доверившихся Богу, спасающему по милости, они доверились мертвой букве закона, которая показалась им более гарантированной, ведь в ней есть четкие инструкции. Вот только инструкции не терпят ошибок, не могут простить или поддержать там, где у тебя закончились силы. И поэтому если человек положился на закон — он должен будет выполнять все, не выполнит — спасения не получит.
Возвращаясь к разговору о проповеди, важно не только понять, кому мы должны проповедовать, но осмыслить, что именно мы должны поставить в центр своей проповеди?
К сожалению, хотя со времен апостолов прошло почти две тысячи лет, наша проповедь нередко продолжает быть рассказом о законе, а не благовестием о Боге. Мы говорим о правилах, об обычаях и о том, как и что исполнять. Конечно, люди не могут жить без правил и обычаев и в этом нет ничего плохого. Но для того, чтобы учить исполнению воли Божьей, законам и правилам, надо открыть людям Самого Бога, рассказать о Его любви и милости.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер