Гал., 207 зач., III, 15-22.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Перед каждым поколением христиан стоят свои уникальные задачи. К примеру, совсем недавно христиане в нашем Отечестве должны были непрестанно бороться с последствиями многолетней атеистической пропаганды и отстаивать саму возможность веры во Христа. В какой-то степени такая задача стоит перед нами и сегодня. Во время жизни апостола Павла не было сомнений в бытии Бога, но были иные актуальные вопросы, в первую очередь необходимо было доказывать, что Иисус из Назарета — чаемый народом Израиля Спаситель мира, а во-вторых, нужно было разъяснить иудеям, каким образом соотносится новозаветное евангельское откровение и закон Ветхого Завета. Очень многие отрывки павловых посланий посвящены ответам на эти два вопроса. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 3-й главы Послания апостола Павла к Галатам, в котором идёт речь о смысле и времени действия ветхозаветного закона.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
В библейском рассказе об Аврааме мы можем найти многократное повторение одних и тех же слов Бога, обращённых к Аврааму: «И благословятся в семени твоём все народы земли» (Быт. 22:18). Русский язык предписывает нам использовать множественное число слова «семя» тогда, когда мы говорим о растениях, и единственное тогда, когда речь идёт о человеке. Любопытно, что иудейская традиция толкования истории Авраама предпочитает исходить из характерного для русского языка словоупотребления, и в данном Аврааму обетовании еврейские экзегеты издревле видели указание не столько на конкретного человека, сколько на весь еврейский народ, который должен был хранить истину о Едином Истинном Боге и через это быть благословением для всех народов.
Апостол Павел в рамках своей дискуссии о сущности закона Моисеева предлагает переосмыслить слова Бога и понимать их как указание на одного конкретного Человека — Господа нашего Иисуса Христа: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал. 3:16). Ну а тот закон, который еврейский народ получил при Моисее, был дан, по мнению апостола Павла, лишь для того, чтобы ограничить преступления, чтобы народ не утратил знание о Боге через свои грехи, эта мысль у апостола выражена в таких словах: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование» (Гал. 3:19). Соответственно, после Пришествия Христова закон утратил свою силу, ведь благословение даёт не исполнение закона, а Христос, и в Нём же спасение человека.
С христианской точки зрения, объяснение апостола Павла вполне убедительно, и никому из современных христиан не придёт в голову утверждать, что спасение невозможно без исполнения всего того множества предписаний, которые Моисей получил от Бога. Однако, как мы знаем, для иудеев аргументы апостола оказались недостаточными, а может быть, и слишком слабыми. Здесь можно было бы, конечно, порассуждать о ветхозаветной слепой преданности закону, а можно поступить иначе: подумать о том, в какой степени все мы рабы тех установок, которые были нам внушены с детства, и рабы тех традиций, которые насчитывают много поколений. Мы можем понимать неправоту этих традиций, видеть, что они устарели и утратили свой смысл, но отказаться от них чрезвычайно сложно, потому что, отказываясь от них, мы начинаем думать, будто бы мы отреклись от своих предков и их наследия. Подобным образом рассуждали и оппоненты апостола Павла. Им можно посочувствовать. А вместе с этим стоит помолиться о том, чтобы никакая традиция не затмила для нас собой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (08.10.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня в храмах звучат слова из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам — одни из самых любимых мной слов апостола, которые в очень ёмкой, краткой формуле отражают самое существо духовной жизни христианина.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Блаженный Августин, размышляя об этих словах апостола Павла, обращает внимание на то, что фраза «на таковых нет закона» — о том, что для праведных закон — не в принуждение, а праведность для них — наибольшая и сильнейшая потребность.
Другими словами, праведный образ жизни для человека — не есть нечто «противоестественное», вопреки природе и существу: напротив — только в праведности человек способен раскрыться как богоподобная личность, состояться, реализовать собой Божий замысел.
Примечательно, что если средоточие всех добродетелей — любовь, то корень и источник всех пороков, по мысли Августина, — прелюбодеяние, понимаемое как «любовь, оторванная от законного брака и ищущая повсюду удовлетворения своей похоти». Если вдуматься в эти слова, дальнейшие «мАркеры духовности» апостола — благость, воздержание, кротость и другие — приобретают более яркое звучание.
Но, прежде чем мы продолжим, необходимо сфокусировать внимание на сути прелюбодеяния — как его видит блаженный Августин. В здоровом браке любовь не предполагает собственничества, циничного использования другой стороны ради своего удовольствия: отношения любящих друг друга — это непрестанный диалог, взаимодействие, желание послужить и оказать благодеяние другому. Прелюбодейная любовь — всегда хищническая, отнимающая, завладевающая другим. И по большому счёту, мы каждый раз решаем, каким именно образом мы любим — собственнически или не-собственнически.
Чтобы ещё сильнее в этом убедиться, давайте послушаем, как глубоко Августин разбирает дальше этот отрывок послания апостола Павла к Галатам: «Служение идолам — крайнее прелюбодейство души, когда ведётся жесточайшая война против Евангелия и примирившихся с Богом; пепел прелюбодейства, пусть давно уже только теплится, всё ещё может воспылать. Противоположность этому — мир, которым мы примиряемся с Богом. Когда тот же мир приходит к людям, то мы исцеляемся от пороков — волшебства, враждебности, склонности спорить, ревности, упрямства, вздорности, — чтобы сдержанно обращаться и с теми, среди кого мы живём. Долготерпение учит переносить такие пороки, доброта — их исцелять, благость — их прощать. Вера сражается с ересью, кротость — с завистью, воздержание — с пьянством и разгулом». По-моему, совершенно прекрасная цитата.
Помоги же нам, Господи, научиться вовремя распознавать даже самые тонкие поползновения нашей души на хищническое обладание любовью — и не позволять соблазнам захватить в плен нашу душу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гилберт Кит Честертон». Священник Александр Сатомский
У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел об английском писателе и христианском мыслителе Гилберте Честертоне, как в его произведениях присутствуют христианские смыслы, и чем они могут быть полезны православному человеку.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер