Гал., 215 зач., VI, 11-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Где скрыт источник духовной радости? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из шестой главы послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
Среди христиан Галатии были те, кто по-прежнему исполнял одно из ключевых предписаний закона Моисея, — обрезание. На вопрос, зачем они делают это, следовал ответ: одного крещения во Христа недостаточно для правильной религиозной жизни и спасения души. То есть, они указывали на благочестие как на главный мотив своего ревностного исполнения буквы закона. Однако Павел в только что прозвучавшем отрывке говорит, что на самом деле движут ими совсем иные чувства.
Во-первых, это было своеобразной гарантией безопасности, если начнутся гонения. Ведь обрезание — знак принадлежности к иудейской религии, которая была разрешена в Римской империи. А потому тот, кто прошел этот обряд, не будет испытывать на себе ненависть иудеев, а также к нему нет претензий со стороны римского закона. Во-вторых, обрезание, как важная часть ветхозаветного ритуального закона, давало человеку ощущение того, что он выполнил свои обязательства перед Богом. А потому многими это расценивалось как видимый знак спасения души.
Итак, в обоих случаях обрезание давало человеку определенную уверенность в себе. И для окружающих молодец, и для Бога. И в общественной жизни крепко стою на ногах и в духовной круглый отличник. А если вопросов ко мне нет ни у людей, ни у Творца, то можно спокойно заняться своими делами, наслаждаться жизнью. Комфорт, уют, предсказуемость, стабильность.
Апостол говорит, что это самообман. Если в глазах людей мы еще способны гарантировать себе безопасность, исполняя ритуальные предписания закона, то для Бога это не имеет особого значения. Спасение нельзя заслужить. Это всегда подарок Творца в ответ на наше доверие Ему. А наше доверие проверяется как раз тогда, когда мы продолжаем следовать за Спасителем в ситуациях непредсказуемости, дискомфорта и нестабильности. Подлинная вера — это осознанное следование за Христом без попыток обеспечить себе безопасность. Я словно отпускаю контроль над собственной жизнью. Я отдаю ее Богу, а сам в любой ситуации полностью сосредотачиваюсь на исполнении Евангельских заповедей. Именно к этому призывал нас Спаситель. Апостолам Он говорит: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить; ни для тела вашего, во что одеться... Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам».
Очевидно, что такой образ жизни — крест для нашего эгоизма, который во всем ищет свою выгоду и стремится гарантировать себе стабильное, комфортное существование. Ведь здесь становится невозможно многое просчитать наперед. А это, для всякого из нас, как людей в силу греховности нашей природы зацикленных на себе, мука смертная. Именно поэтому и говорит Павел, что «для меня мир распят, и я для мира», и в другом месте продолжает: «ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Это не только телесные раны, которые нанесли апостолу его внешние враги, иудеи и римляне, это и те раны, которые он сам наносил своей больной самости, когда шел путем Христовым. Когда отказывался от стабильности, покоя, уюта, комфорта, гарантий безопасности, предсказуемости и размеренности жизни ради того, чтобы нести весть Евангелия людям. Но именно благодаря этому благодать и мир изливались из сердца апостола обильным источником, чтобы принести покой и радость Царства Небесного ему самому и всем тем, кто решится пойти по такому же пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать болеющих детей, участников акции «Следуй за созвездием мечты»
Три года назад в результате болезни и сложной операции 9-летняя Лиза Журавская потеряла возможность ходить. С тех пор, при поддержке родных, она стремится вернуть себе свободу передвижения. Каждый день ребёнок старательно занимается на специальных тренажёрах, которые смастерил дедушка. Благодаря этому Лиза начала вставать с инвалидного кресла. Она мечтает однажды вернуться в спорт: раньше девочка занималась верховой ездой, баскетболом и акробатикой. Ещё одна её цель — когда-нибудь отправиться в увлекательное путешествие. Всё это придаёт девочке сил и мотивирует продолжать сложные занятия.
Чтобы процесс восстановления был наиболее эффективным, в дополнение к домашним упражнениям Лизе важно проходить реабилитацию в медицинском центре. Один из дорогостоящих курсов занятий со специалистами семье девочки помог оплатить фонд «Настенька». При участии благотворителей за короткие сроки фонд собрал необходимую сумму на помощь Лизе. И она уже побывала на восстановительном лечении.
После двух недель реабилитации девочка сделала несколько самостоятельных шагов, опираясь на трости. Врачи поражаются силе духа Елизаветы, которая упорно движется к своей мечте!
Чтобы и у других тяжелобольных детей была такая возможность, фонд «Настенька» проводит акцию «Следуй за созвездием мечты!». На странице акции размещены истории подопечных. Каждый загадал что-то очень важное — кто-то в будущем хочет стать пожарным или кондитером, а кто-то завести собаку, вместе с ней играть и гулять. Приняв участие в акции, вы поможете болеющим детям стать ближе к мечте. Собранные средства пройдут на оплату лечения, операций, реабилитаций и не только. Узнать об этом больше можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Взаимоотношения Древней Руси с другими государствами». Максим Дробышев
У нас в студии был кандидат исторических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Максим Дробышев.
Разговор шел о взаимоотношениях Древней Руси с восточными и западными государствами и какое влияние на Русь оказывали Европа и Византия.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Храм святителя Спиридона Тримифунтского в Коптеве города Москвы
В наши дни по всей России строится много прекрасных храмов. Они радуют своей красивой архитектурой, изысканным убранством, дружным приходом, который во главе со священником смог это осуществить. Но Храм святителя Спиридона Тримифунтского, по словам его настоятеля Протоиерея Сергия Дикого, строил сам святитель Спиридон. Получился он таким необыкновенным, что наша программа даже не смогла вместить все те чудеса, которые были связаны со строительством. Но если вы будете внимательны, придя в этот поистине собор, выстроенный в Византийском стиле, украшенный резным каменным иконостасом, резными киотами, великолепным мозаичным образом Пресвятой Богородицы в алтаре, вы увидите одно из чудес наших дней на клеймах иконы cвятителя Спиридона Тримифунтского. Этот греческий святой очень известен и любим в России. Кто даже не был на острове Корфу, не раз встречал в том или ином храме повсюду святыню из города Керкиры — его башмачок. Мощи святителя абсолютно нетленны, и имеют температуру живого человека. А он, и действительно, рядом с нами, и ежедневно помогая каждому, кто обращается к нему за помощью, радует нас в Москве новым Собором в Коптеве, над которым трудилось множество людей.
О большом Коптевском приходе, об удивительной атмосфере радости, молитвы и созидания во славу Божию, о замечательных людях, наша программа.
Фотографии предоставлены Храмом святителя Спиридона Тримифунтского в Коптеве.
Все выпуски программы Места и люди