Послание к Галатам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Галатам святого апостола Павла

* Поделиться

Гал., 210 зач. (от полу́), IV, 22-31.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человеческое общество построено на основе разного рода договоров. Есть заказчик, есть исполнитель, они договариваются и оказываются обязанными выполнять свои условия. Но что можно сказать о наших отношениях с Богом? С Ним мы тоже договариваемся или отношения выстраиваются как-то иначе? На этот вопрос можно ответить, обратившись к отрывку из 4-й главы послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 4.

22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.

23 Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.

24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,

25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;

26 а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.

27 Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.

28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.

29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.

30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.

31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

Обращаясь к ученикам и объясняя им какими, они должны видеть свои отношения с Богом, апостол Павел приводит в пример историю праотца Авраама и двух его детей. Христиане из иудеев прекрасно её знали, так как это была их собственная история, в то время как бывшие язычники могли не знать её вовсе. Однако для апостола это не просто история из прошлого, потому что он делает из неё важные богословские и самое главное практические выводы.

Итак, у праотца Аврама и его жены Сарры не было детей, что было для них тяжёлым испытанием. Аврам имел от Бога обетование о рождении наследника, но не знал, как именно всё это произойдет. По обычаям того времени, бездетная Сарра побудила Аврама вступить в супружеские отношения с рабыней по имени Агарь, так как считалось, что рождённый ею ребёнок, будет ребёнком Сарры, если у той так и не появится своих детей. В известной степени такой обычай, зафиксированный и вне библейских текстов, можно посчитать попыткой обмануть природу вещей, положившись больше на законы телесные, чем на Бога. Агарь забеременела и родила, так как биологические законы, по которым действует плоть, никто не отменял. Именно поэтому её сына, Измаила, апостол называет ребёнком плоти, потому что зачат он был в надежде на плоть. В терминах договора и обязательств можно сказать, что Авраам понимал, что плоть рабыни Агари в определённом смысле обязана будет дать ему наследника, о котором он мечтал. Однако Измаил им не стал, потому что был чадом плоти. И только через 14 лет у Авраама и Сарры родился Исаак, который для престарелых родителей стал чудом, потому что никто кроме Бога не мог исполнить то обетование, которое Он дал.

Почему же апостол пишет об этом Галатам? Потому что они были на перепутье и не знали, как выстраивать отношения с Богом. После его проповеди они обрели уверенность, что путь один — искуплённые Христом они становятся детьми Божиими и живут в свободных и доверительных отношениях с Ним. Вслед за апостолом к Галатам пришли иудействующие христиане, которые сказали им, что Бог примет их как детей, только если они будут исполнять весь закон. Объясняя им свою идею, Павел говорит: Сарра и рождённый ею Исаак — образ любви Божией, которая дана человеку просто по желанию самого Бога. Он так решил и человек с доверием эту любовь принимает. Агарь и рождённый ею Измаил — образ того, что плоть подчиняется закону естества, но здесь нет места доверию и любви.

Вместе с Галатами и мы призваны посмотреть на свои отношения с Господом и понять, что в их основе должны лежать не договор и обязательства, но доверие и любовь.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем