
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Гал., 209 зач., IV, 4-7.
Глава 4.
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В древнем мире переход от детства к совершеннолетию сопровождался определенными обрядами. Суть всех ритуальных действий заключалось в том, чтобы засвидетельствовать перед людьми, что отныне мальчик становится мужчиной и принимает на себя обязательства перед обществом. До этого он был в глазах закона ребенком, и за его поступки отвечали взрослые, теперь же, как полноправный хозяин своей жизни, он мог самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Но самое главное, он становился полноправным владельцем отцовского наследства. Именно в этом контексте можно понимать только что услышанные слова апостола Павла.
В ветхозаветные времена, когда религиозное сознание человечества находилось в детском состоянии, и люди были незрелы духовно и нравственно, им был дан ритуальный закон. По сути, свод формальных предписаний, который регламентировал их отношения с Богом, а также набор механических действий, исполняя которые, они могли свидетельствовать о своей вере и благочестии. Когда пришла «полнота времен», то есть возникли необходимые предпосылки, явился Христос и освободил людей от власти обрядового закона. Люди перестали быть рабами закона. Они достигли возраста совершеннолетия и теперь могут выстраивать свои отношения с Творцом на иных основаниях. По сути, они вступили в права наследства. Обрели свободу и вместе с ней права любимых детей, которым отец передает всё свое имущество.
Свидетельством этого, по замечанию апостола, служат слова, с которыми христиане обращаются к Богу, — «Авва, Отче!» «Авва» — арамейское слово, которое буквально может быть переведено как «папочка». Часто это слово звучало из уст Спасителя. Апостол считает, что такое неформальное обращение к Творцу — результат воплощения Христа, а также плод действия Святого Духа, который после смерти и воскресения Господа в полноте действует в Церкви и в сердцах верных последователей Спасителя.
Не случайно этот отрывок из послания апостола читается в праздник Рождества Христова. Ведь именно этот момент положен в основание той череды событий, которые сделали для нас возможным обращаться к Богу не как к далекому и грозному владыке Вселенной, но как к родному отцу, который сделал нас своими детьми, способными наследовать Его Небесное Царство.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема