
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 199 зач., I, 3-10.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
5 Ему слава во веки веков. Аминь.
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол со всей решимостью, не боясь оказаться неугодным в глазах людей, утверждает свою правоту. Но за что же он боролся? Что отстаивал с таким упорством?
Не секрет, что многие воспринимают христианство как систему строгих правил, которые необходимо исполнять, чтобы заслужить хорошее отношение Творца к себе. В то же время, если мы посмотрим на основную мысль послания к Галатам, то увидим, что она заключается в свободе человека. Апостол так и пишет: к свободе призваны вы, братья! Услышав эти слова, некоторые говорят: вот видите, все эти ваши правила — это просто ханжеские выдумки, а для апостола высшей ценностью оказывается свобода. Но если мы хотим быть честными, стоит напомнить, что у этих слов есть продолжение: «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу». Апостол действительно боролся за свободу, но понимал ее совсем иначе, чем вседозволенность.
Итак, обратившись к галатам с устной проповедью, через время апостол узнаёт, что после него к ним пришли его оппоненты и стали убеждать в важности соблюдения ветхозаветного закона. Он учил галатов свободе во Христе, но свобода всегда пугает своей неопределенностью. Жизнь, наполненная конкретными правилами, спокойнее, ведь человек чувствует, что соблюдает волю Божию, а, значит, он на верном пути. Но апостол и не говорил о свободе от воли Божьей, он говорил о свободе от греха и формализма закона. Ребенку, который учится кататься на двухколесном велосипеде для начала прикручивают маленькие боковые колесики, для того чтобы они его поддерживали, но со временем, когда он обретает навык, то, что ему помогало, начинает его ограничивать. С ветхозаветным законом получилось именно так. Он был конкретен и очень понятен. По сравнению с ним закон любви мог показаться каким-то неопределённым и неконкретным... Когда проявлять милосердие, а когда строгость, в какой момент прощать, а в какой стоять на своем... Другое дело конкретные заповеди, в которых можно всё четко подсчитать и проконтролировать исполнение.
Обращаясь к галатам, апостол неслучайно напоминает им о том, что Христос умер, чтобы избавить нас от этого лукавого и злого века. Избавить от зла не столько внешнего, сколько от зла внутреннего, от склонности всё искажать и оправдывать, избегая решения настоящих проблем. Во Христе мы оказываемся способны побеждать грех и обретать подлинную чистоту, а не просто ритуальную, которая не могла очистить нас по-настоящему. Апостол рассказал галатам о смысле Христовой жертвы, и они поняли его и поверили ему... Но каково же было его удивление и негодование, когда он услышал, что они снова сомневаются и раздумывают, не вернуться ли им заодно и к закону Моисееву, ведь от его исполнения хуже не будет... Апостол не порицает иудействующих, не дерзает называть их благовествование иным, но путь, который они предлагают, считает ошибочным.
Становясь христианами, мы так же, как галаты, часто балансируем между греховной вседозволенностью и ригоризмом ветхозаветного закона, в то время как апостол призывает нас не впадать в крайности, но оставаться верными Христу.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема