
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 214 зач., VI, 2-10.
Глава 6.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, 5 ибо каждый понесет свое бремя.
6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: 8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Многие из нас помнят мультфильм Маугли и образ благородного вожака стаи волков по имени Акелла. Однажды на охоте, когда он прыгнул на свою добычу, ему помешал тигр Шер-хан. Из-за этого Акелла промахнулся. Прихвостень Шер-хана, шакаленок Табаки сразу же создал из этого, как бы мы сейчас сказали, удачный инфоповод, чтобы унизить вожака, уничтожить его репутацию. Вслед за шакалом и некоторые другие волки, которые до этого вынуждены были отдавать своему предводителю должное, начали перешёптываться: «Акелла промахнулся. Акелла должен уйти». Важно то, что формально это было в соответствие с закон джунглей. Однако многие откровенно злорадствовали по этому случаю и использовали закон просто как удачный повод избавиться от конкурента, унизить, раздавить, морально его уничтожить.
Когда апостол Павел призывает нас сегодня нести бремя друг друга, он намекает именно на подобную ситуацию. Подлинный последователь Христа должен научиться словно не замечать промахов окружающих. Речь идет отнюдь не о потакании греху и беззаконию. Так, о чем же? Давайте задумаемся, какие чувства переполняют нас, когда мы становимся очевидцами падения ближнего? Нас переполняет чувство горечи и боли по упавшему человеку, будто с ним упали и мы сами, или же мы испытываем чувство внутреннего удовлетворения и сытости, как его, наверняка испытывал Шер-хан из мультика, враг Акеллы. Начинаем ерничать и многозначительно повторять: «я же говорил!» Вот именно от последнего призывает нас воздерживаться апостол. Даже если мы не скорбим и не сокрушаемся об оступившемся человеке, как о родном, при виде его падения в нас хотя бы не должно быть чувства злорадства. В нас не должны быть покровительственно-снисходительного тона. Последнее дело в подобной ситуации читать нотации и морали тому, кто оступился.
Ведь впадать в ошибки — удел каждого. Спотыкаются даже лучшие из нас. Все мы несем бремя своих собственных грехов. А потому завтра промахнуться можем и мы. И обязательно сделаем это, если не изменим отношение к людям. И вот тогда обязательно найдется свой Табаки, который будет ехидно завывать: «Акелла промахнулся». Ведь как говорит Павел: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет». Посеет презрение и злорадство, их и получит. Посеет сдержанное молчание, может и о нем не скажут в свое время дурного. А посеет милость и молитву о том, кто упал, если не люди, то Сам Бог обязательно покроет Его Своей милостью. А что может быть выше этого?
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема