
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Гал., 200 зач., I, 11-19.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Церковь совершает празднование в честь святого равноапостольного великого князя Владимира. Выбор апостольского фрагмента обусловлен этим празднованием. В нем апостол Павел говорит о самом себе, он сообщает христианам Галатии о своем жизненном пути с тем, чтобы вернуть их доверие. Он не утаивает печальные страницы своей биографии и признает, что он «жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее», но потом Бог вмешался в его жизнь самым непосредственным образом, и «благоволил открыть» в апостоле «Сына Своего».
Легко догадаться, почему именно этот отрывок Нового Завета мы слышим в день памяти святого равноапостольного князя. Владимир, как и Павел, не был христианином с самого детства. Бог призвал их обоих в зрелом возрасте, и оба они внесли громадный вклад в дело распространения Евангелия Христова.
О выборе святого князя Владимира сказано и написано очень много. Историки пытаются понять причины, которые привели его к решению принять крещение в Восточной Греческой Церкви, да и вообще, стать христианином. Не удивительно, что они склоняются к тому, чтобы в качестве таковых причин объявить причины исключительно политического характера. Возможно, что это так. Церковь не спорит с историками, но Церковь видит Первопричину любого исторического явления в Боге. Да, Господь предоставляет действовать людям самостоятельно, Его Самого зачастую не видно, Он никаким видимым образом Себя не проявляет, что и дает нам возможность спустя столетия искать и находить причины тех или иных исторических процессов в исключительно земной плоскости.
Существуют попытки и обращение апостола Павла объяснить с сугубо материалистических позиций. Но мы верим самому апостолу, мы полагаем, что всё было именно так, как о том сообщил он сам. Истинная причина его обращения ко Христу состоит в том, что Бог избрал его «от утробы матери».
Обращение Павла — воля Божия. Так же, как и обращение святого равноапостольного князя Владимира. Конечно, и у апостола, и у князя была возможность не принять волю Божию и пойти совсем другим путем. Но они этого не сделали, они сумели свою волю подчинить воле Божией, и через это достичь той цели, к которой нас всех призывает Христос.
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











