
Апостол Павел
Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Среди множества понятий, которые мы очень часто используем, не задумываясь, есть слово «духовность». После появления свободы вероисповедания это слово кем только не используется и что только не означает. Оно стало своего рода «универсальной приправой», которой без всяких усилий можно облагородить практически любое интеллектуальное, культурное, религиозное или какое угодно другое блюдо. «Какой духовный спектакль!» — восторженно восклицает напомаженная дама, жеманно обмахивая себя веером в зрительном зале. «О, какой вы духовный человек!» — замечает собеседник, услышав в разговоре с бизнесменом, что он когда-то заглядывал в Евангелие. «Весьма духовненько!» — саркастически отмечает про себя студент, случайно оказавшись в храме на проповеди излишне восторженного священника. И может показаться, что каждый из этих людей имеет в виду нечто сродное, похожее — но на самом ли деле это так? Ответ нам дает апостол в сегодняшнем чтении, определяя чёткие и понятные границы: духовно лишь то, где есть присутствие Духа Божия — а это присутствие опознается по вполне конкретным признакам. Когда есть в сердце любовь, в голове — ясность, а радость наполняет душу — да, это всё следствие присутствия Духа Божия. Отсюда же появляются доброта, готовность терпеть, снисхождение к чужим немощам, доверие к людям, лёгкость в соблюдении ограничений. Вот она — настоящая, а не «гипотетическая», не «фейковая» духовность!
И если всмотреться внимательнее в то, о чем апостол говорит дальше — несложно заметить, что он вводит ещё один очень важный маркер верно настроенного духа человека: отношение к ближнему, причем не к любому, а к... худшему! Тому самому, который — словно кость в горле, словно дыра на любимой одежде, словно таракан в тарелке ароматного борща. То, как мы реагируем на такого ближнего ещё до того, как подключился наш рациональный аппарат — и определяет, насколько мы духовны или нет. Наличие таких людей в жизни каждого христианина — не просто желательно, а жизненно необходимо. Ещё лучше, когда такое «жало в плоть» — внутри твоей же семьи, вот тогда процесс духовного возрастания — при правильном отношении — идёт очень успешно. Ведь если нет этого самого «другого» — во всех смыслах — очень легко попасть в страшную ловушку духовной прелести, самообольщения, духовного самолюбования. А тут стоит появиться этому самому нежеланному человеку — и вся позолота с души вмиг слетает, а внутренние демоны не стесняясь устраивают своё любимое шоу. Какая уж там «духовность!»
Так что, друзья мои, не будем пугаться межличностных напряжений в жизни, а лучше внимательнее вглядимся в их причины: быть может, они словно острым скальпелем вскрывают давние нарывы души и освобождают нас от тех болезней, о существовании которых мы, может, и не догадывались!...
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема