
Флп., 236 зач., I, 8-14.
8 Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; 9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, 10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, 11 исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, 13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, 14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол Павел пишет филиппийским христианам, что любит их всех любовью Иисуса Христа. Вообще, «любовь» — это еще одно русское слово, которое «вышло в тираж», оно настолько стерлось и затаскалось, что может означать абсолютно что угодно. И воспринимается нами также как угодно. Кто что хочет, то под ним и подразумевает. Любопытно, что в оригинальном греческом тексте стоит слово, которое при более точном переводе может особенно смутить современного читателя. Дело тут в том, что оно несет в себе оттенок вожделения и тяготения особой силы. К примеру, епископ Кассиан (Безобразов) перевел этот отрывок так: «я жажду по всем вам любовью Христа Иисуса». Апостол Павел в этом отрывке указывает на то, что очень сильно хочет видеть своих адресатов, в самом используемом им слове заключена некоторая страстность, которая может, а, значит, и будет истолкована как нечто неподобающее и грязное. Но далее апостол продолжает и говорит, что любит филиппийцев любовью Иисуса Христа. Святитель Феофан Затворник комментировал этот пассаж такими словами: «Поелику выразил он такую сильную пред сим любовь к ним; то, чтобы кто не подумал, что в этом есть что-либо плотское и корыстное, он Бога во свидетели призывает, что хотя точно сильно любит их до превожделенности, но эта любовь такова же, какою всех нас любит Иисус Христос, чистая, самоотверженная, более вам, чем себе, благ желающая». Вообще, христианская любовь имеет сверхъестественное происхождение. Она никак не связана с телесными чувствами, она — дар Святого Духа. По ней и по ее проявлениям можно понять, есть ли у человека общение со Святым Духом, знает ли он вообще об этом Духе. У такой любви нет ограничений, она объемлет собой всех и вся, она же лишена какой-либо сентиментальности, лучше всего ее описывает слово «самопожертвование». Но самопожертвование в этом случае проявляется не в отношении лишь определенного круга лиц, а простирается вообще на всех, оно не делает различия между людьми. По мысли одного из древних святых, мера такой любви есть бесконечность.
Апостол продолжает и пишет о том, что он молится «чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве». Получается, что любовь — это тот дар Святого Духа, который нуждается в постоянной работе, его нужно углублять и укреплять через разум. Такая любовь нуждается в свете ведения. Все тот же святитель Феофан Затворник сказал об этом так: «Познание здесь обнимает все христианское ведение, предмет которого не одни заповеди, но и все догматы и все другие предметы, которые входят в непосредственное соприкосновение с христианством. Только знание всего освещает как должно все пути жизни и сохраняет от неправых уклонений деятельную силу любви».
2 декабря. О поучениях святого Порфирия Кавсокаливита

Сегодня 2 декабря. День памяти преподобного Порфирия Кавсокаливита, жившего в двадцатом веке.
О поучениях святого Порфирия — протоиерей Владимир Быстрый.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит оставил богатое наследие духовных наставлений, многие из которых были собраны и опубликованы его учеником, архимандритом Ефремом. И вот поучение из его произведений.
О любви к Богу преподобный Порфирий пишет: «Мы любим Господа, потому что Он любит нас. Его бесконечная любовь к нам заставляет наши души воспламеняться божественным огнём».
Действительно, в сердцевине христианского мировоззрения лежит не человеческое стремление, а божественное откровение. И преподобный указывает на эту тайну, говоря, что мы любим Господа не по собственному произволению, но потому, что Он прежде возлюбил нас. Наша любовь — это всегда ответ, отзвук в душе на бесконечную любовь, которая излилась на нас от Творца.
Она подобна тихому ручью, который начинает журчать, согретый лучами солнца, не создаёт своего тепла, но лишь отражает свет, дарованный ему свыше. Эта божественная любовь не есть нечто отвлечённое. Апостол Иоанн провозглашает её сущностью самого Бога, говоря: «Бог есть любовь». И эта любовь была явлена миру в действии столь великом, что навсегда изменила отношение между Творцом и творением. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 декабря. О духовном смысле праздника Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии

Сегодня 2 декабря. Собор новомучеников и исповедников Крымской митрополии.
О духовном смысле праздника — протоиерей Владимир Кашлюк.
Собор новомучеников и исповедников Крымской митрополии — это особое торжество в жизни Православной Церкви Благословенной Тавриды, посвящённое прославлению тех, кто пострадал за веру в Крыму в XX веке.
Это прежде всего священнослужители, монашествующие и миряне, которые в годы гонений на Церковь не отреклись от Христа, претерпели мучения, тюрьмы, ссылки, а многие и приняли мученическую смерть. Их исповедничество — это свидетельство непоколебимой веры и стойкости.
Крым имеет свою уникальную историю, и именно здесь многие верующие столкнулись с жестокими преследованиями. Поэтому Собор святых объединяет память о подвигах тех, кто жил и служил на этой земле, а также отдаёт дань уважения и памяти тем, кто своей жизнью и смертью явил примеры христианской любви и верности. Их подвиг напоминает нам о ценности веры и о том, что даже в самые тяжелые времена можно остаться верным и преданным Богу. Этот Собор — живое свидетельство того, что вера в Бога неистребима, и что подвиг исповедников и мучеников продолжает жить в памяти Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 декабря. О почитании и истории Иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение»

Сегодня 2 декабря. День памяти Иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение».
О почитании и истории иконы — протоиерей Илья Кочуров.
Множество из этих икон являются чудотворными и почитаемыми. Связано это с тем, что Пресвятая Богородица является Ходатаицей за род христианский. И Она, незримо нам помогая, зримым образом присутствует для нас в этих образах. Мы как бы можем взирать на пречистый лик Пресвятой Богородицы.
Икона «В скорбях и печалях Утешение» ведёт свою историю со Святой горы Афон. Она была келейной иконой первого настоятеля и создателя русского Андреевского скита, иеросхимонаха Виссариона.
В Россию эта икона попала благодаря тому, что иеромонах Паисий отправился для сбора средств и, приехав в город Вятку, отправился в небольшой уездный городок Слободской. И там, в Христорождественском женском монастыре, произошло первое чудо. Ну, по крайней мере, первое чудо, зафиксированное. Исцеление 18-летнего сына одного из местных священников.
Известно, что от этой иконы происходило очень большое количество исцелений. И в связи с этим почитание её распространилось, ну, наверное, на всю территорию России. И мы можем видеть литографии XIX, конца XIX, начала XX века и списки этой иконы. Таким образом, мы видим, что Пресвятая Богородица даже через, казалось бы, незначительные маленькие образы, которые стояли где-то в келье чьей-то, Пресвятая Богородица всё равно показывает нам Свою милость, Свою защиту, Свою помощь. А мы, конечно, будем прибегать к ней всегда с упованием и надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема











