
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Флп., 242 зач., II, 16-23.
Глава 2.
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, 21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В своих посланиях апостол Павел нередко упоминает о тех людях, которые помогали ему проповедовать о Христе. Одним из таких помощников был Тимофей, о котором упоминается в сегодняшнем отрывке. Согласно книги Деяний, Павел познакомился с ним во время одного из своих миссионерских путешествий. Биография Тимофея была довольно типичной для жителя той эпохи. Он родился в городе Листры, который находился в области Ликаония, располагавшейся на территории современной Турции. Его мать, Евника, была еврейкой, а отец греком. Поэтому и сам он был воспитан в греческой культурной традиции. Услышав проповедь Павла, Тимофей принял христианство и стал со временем ближайшим учеником апостола.
В своих посланиях Павел, подчеркивая особую духовную близость, которая возникла между ним и Тимофеем, называет его своим сыном. Юноша сопровождал наставника во многих путешествиях и разделял с ними все испытания и тяготы миссионерских трудов вплоть до заключения в римской тюрьме. Не случайно поэтому Павел упоминает его не менее чем в пяти посланиях. Причем два из них он адресовал ему лично. В послании к Филиппийцам Павел так отзывается о нем: «я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас... его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании». Доверие апостола к Тимофею было таково, что он поставил его епископом города Ефес, одном из культурных центров древнего мира, а вместе с тем и одном из самых проблемных с точки зрения проповеди христианства.
Сегодня мы узнаем о той важной черте характера, которая так привлекала Павла в юноше. По его словам, это его забота о людях, которую он проявлял искренне, не думая о себе и старясь делать то, что угодно Богу. Казалось бы, такая простая характеристика. Но ведь нет ничего более сложного, чем также организовать свою жизнь. Однако именно к этому нас призывает сегодня апостол. Указывая на образ святого Тимофея, он открывает важную истину христианства: подлинное величие как в глазах окружающих, так и в очах Божиих приобретает лишь тот, кто готов удовлетворяться вторым местом, и забыв о себе самом все свои силы направить на служение ближним.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











