
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Флп., 241 зач., II, 12-16.
Глава 2.
12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, 13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
14 Всё делайте без ропота и сомнения, 15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, 16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Спасение — центральное понятие всякой религии. Однако в разных религиозных традициях оно понимается по-разному. В иудейской среде, из которой вышел апостол Павел, и из которой происходили многие первые христиане, бытовало мнение, что человек спасается, если он принадлежит к числу потомков Авраама. Уже одного факта кровного родства с патриархом считалось достаточным, чтобы Господь открыл тебе двери в Свое Небесное Царство. Нечто подобное мы видим и в некоторых современных протестантских общинах. Уверуй и крестить в Иисуса Христа, и ты спасен, говорят нам протестантские проповедники. Совсем иначе понимается спасение в Православной традиции. В сегодняшнем послании, обращаясь к христианам города Филиппы, апостол Павел поясняет, какие же условия необходимо выполнить для спасения своей души в вечности.
Первое, на что он обращает внимание слушателей, так это на то, что спасение всегда от Бога. Он хочет спасти человека и предпринимает для этого все усилия. Перво-наперво он производит в человеке желание к спасению. Будит в нас желание искать Его. Иногда в школьном богословии это называют действием призывающей благодати. Более того, когда человек встал на путь поиска Творца, Господь поддерживает его в борьбе с грехом. Он же помогает людям приобретать добродетели. Без Него невозможно справиться с собой и развить в своей душе Евангельские свойства. Все это и означают слова «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
Однако, есть у процесса спасения и иная сторона. Спасение человека зависит всегда от самого человека. Поэтому апостол Павел и говорит филиппийцам: «Совершайте свое спасение». Если человек не хочет быть спасенным, не хочет идти Бог, то Господь, как бы это ни парадоксально звучало, совершенно бессилен. Именно поэтому в средние века и появилась загадка: может ли Творец создать такой камень, который не сможет поднять. Ответ прост: да, может. Этот камень человек с его волей к свободному самоопределению. Если больной не хочет принимать лекарства от болезни, никакой врач ему не поможет. Точно так и здесь.
Иными словами, основная мысль апостола Павла следующая: «Бог спасает нас не без нас». Спасение — это всегда движение Бога и человека навстречу друг другу. Ровно в той степени, в какой человек делает шаг навстречу Творцу, Творец делает шаг навстречу ему. Это обоюдный процесс. В православной традиции нередко его называют словом синергия, то есть, с греческого языка, сотрудничество, соработничество.
Не будем об этом забывать, совершая своей спасение, выражаясь словами апостола Павла, «со страхом и трепетом», то есть прилагая максимум усилий со своей стороны и с надеждой на неизбежный ответ и поддержку со стороны Творца.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема