
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Флп., 241 зач., II, 12-16.
Глава 2.
12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, 13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
14 Всё делайте без ропота и сомнения, 15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, 16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Спасение — центральное понятие всякой религии. Однако в разных религиозных традициях оно понимается по-разному. В иудейской среде, из которой вышел апостол Павел, и из которой происходили многие первые христиане, бытовало мнение, что человек спасается, если он принадлежит к числу потомков Авраама. Уже одного факта кровного родства с патриархом считалось достаточным, чтобы Господь открыл тебе двери в Свое Небесное Царство. Нечто подобное мы видим и в некоторых современных протестантских общинах. Уверуй и крестить в Иисуса Христа, и ты спасен, говорят нам протестантские проповедники. Совсем иначе понимается спасение в Православной традиции. В сегодняшнем послании, обращаясь к христианам города Филиппы, апостол Павел поясняет, какие же условия необходимо выполнить для спасения своей души в вечности.
Первое, на что он обращает внимание слушателей, так это на то, что спасение всегда от Бога. Он хочет спасти человека и предпринимает для этого все усилия. Перво-наперво он производит в человеке желание к спасению. Будит в нас желание искать Его. Иногда в школьном богословии это называют действием призывающей благодати. Более того, когда человек встал на путь поиска Творца, Господь поддерживает его в борьбе с грехом. Он же помогает людям приобретать добродетели. Без Него невозможно справиться с собой и развить в своей душе Евангельские свойства. Все это и означают слова «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
Однако, есть у процесса спасения и иная сторона. Спасение человека зависит всегда от самого человека. Поэтому апостол Павел и говорит филиппийцам: «Совершайте свое спасение». Если человек не хочет быть спасенным, не хочет идти Бог, то Господь, как бы это ни парадоксально звучало, совершенно бессилен. Именно поэтому в средние века и появилась загадка: может ли Творец создать такой камень, который не сможет поднять. Ответ прост: да, может. Этот камень человек с его волей к свободному самоопределению. Если больной не хочет принимать лекарства от болезни, никакой врач ему не поможет. Точно так и здесь.
Иными словами, основная мысль апостола Павла следующая: «Бог спасает нас не без нас». Спасение — это всегда движение Бога и человека навстречу друг другу. Ровно в той степени, в какой человек делает шаг навстречу Творцу, Творец делает шаг навстречу ему. Это обоюдный процесс. В православной традиции нередко его называют словом синергия, то есть, с греческого языка, сотрудничество, соработничество.
Не будем об этом забывать, совершая своей спасение, выражаясь словами апостола Павла, «со страхом и трепетом», то есть прилагая максимум усилий со своей стороны и с надеждой на неизбежный ответ и поддержку со стороны Творца.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер