
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Флп., 248 зач., IV, 10-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как в отношениях с людьми не стать жертвой хитрой манипуляции и обмана? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
С христианами города Филиппы у апостола Павла сложились самые искренние и доверительные отношения. Это была одна из тех немногих общин, от которой апостол принимал материальную поддержку. Обычно Павел категорически отказывался от всякой помощи. Ведь если нет в отношениях особой близости, то любой подарок может стать в итоге своеобразным способом управления и манипуляции. Тот, кто дарит подарок, может превратить его в повод использовать человека в своих корыстных целях. И, наоборот, тот, кто подарок принял, может почувствовать себя обязанным тому, от кого он его получил. Апостол прекрасно знает об этом механизме. А потому зачастую и отказывается от всякого рода подношений. Он высоко ценит свободу от людей и от вещей. Ничто не должно было мешать нелицеприятной проповеди Евангелия. Он не должен ни под кого подстраиваться. А люди не должны ожидать, что апостол будет им подыгрывать. Подарки он принимает от самых близких. От тех, кому безгранично доверяет и знает, что здесь нет скрытых корыстных мотивов, что это не помешает ему возвещать истину, а им принимать её.
Однако при этом он даёт понять, что принимает дар филипийцев, чтобы не расстроить дорогих сердцу людей. Сам же он в этом особой нужды не испытывает: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть», — говорит он. Здесь апостол употребляет слово «автаркия». В античном мире его часто употребляли стоики. Философия их жизни была проста: нет желаний — нет ожиданий, нет ожиданий — нет разочарований. Вывод: избавься от желаний, научись довольствоваться малым. Результатом и будет автаркия — состояние внутреннего довольства. Тебе будет достаточно себя самого. Ты освободишься от всех вещей и людей, которые тобой управляли. Мир перестанет тебя цеплять. В каждую минуту ты будешь готов к совершенно неожиданному повороту событий, который приготовила тебе судьба.
Примерно в этом ключе и рассуждает апостол Павел: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке». Однако в отличие от стоиков, которые, избавляясь от желаний, превращали своё сердце в пустыню и становились пассивно-равнодушными к окружающим, апостол указывает на совсем иной источник своей автаркии: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Апостол не имеет ни в чём особой нужды, так как его сердце наполнено благодатью Христа. Именно сила Божия, с одной стороны, позволяет апостолу быть полностью независимым и самодостаточным, с другой, хранит в его сердце в полноте все те высокие человеческие чувства, от которых стоики так усердно пытались избавиться, чтобы не страдать.
Как же приобрести такое состояние? Как быть свободным от людей, вещей, как перестать раздражаться, как прекратить заниматься самоедством, избавиться от саможаления, от претензий, обид, злобы, ревности и другой деструктивной палитры чувств, но при этом остаться человеком и не отдалиться подобно стоикам от близких? Как думать о других, не рассчитывая ничего получить от них взамен? Апостол и на этот вопрос даёт ответ: «ищу плода, умножающегося в пользу вашу», — говорит он филиппийцам. Путь к свободе — это путь исполнения Евангельской заповеди о жертвенной любви и бескорыстном служении тем, кто нас окружает. Тот, кто усердно двигается в этом направлении, приобретает любовь, милость, а вместе с ними и то состояние покоя и свободы, в котором пребывал апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер