
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Флп., 248 зач., IV, 10-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как в отношениях с людьми не стать жертвой хитрой манипуляции и обмана? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
С христианами города Филиппы у апостола Павла сложились самые искренние и доверительные отношения. Это была одна из тех немногих общин, от которой апостол принимал материальную поддержку. Обычно Павел категорически отказывался от всякой помощи. Ведь если нет в отношениях особой близости, то любой подарок может стать в итоге своеобразным способом управления и манипуляции. Тот, кто дарит подарок, может превратить его в повод использовать человека в своих корыстных целях. И, наоборот, тот, кто подарок принял, может почувствовать себя обязанным тому, от кого он его получил. Апостол прекрасно знает об этом механизме. А потому зачастую и отказывается от всякого рода подношений. Он высоко ценит свободу от людей и от вещей. Ничто не должно было мешать нелицеприятной проповеди Евангелия. Он не должен ни под кого подстраиваться. А люди не должны ожидать, что апостол будет им подыгрывать. Подарки он принимает от самых близких. От тех, кому безгранично доверяет и знает, что здесь нет скрытых корыстных мотивов, что это не помешает ему возвещать истину, а им принимать её.
Однако при этом он даёт понять, что принимает дар филипийцев, чтобы не расстроить дорогих сердцу людей. Сам же он в этом особой нужды не испытывает: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть», — говорит он. Здесь апостол употребляет слово «автаркия». В античном мире его часто употребляли стоики. Философия их жизни была проста: нет желаний — нет ожиданий, нет ожиданий — нет разочарований. Вывод: избавься от желаний, научись довольствоваться малым. Результатом и будет автаркия — состояние внутреннего довольства. Тебе будет достаточно себя самого. Ты освободишься от всех вещей и людей, которые тобой управляли. Мир перестанет тебя цеплять. В каждую минуту ты будешь готов к совершенно неожиданному повороту событий, который приготовила тебе судьба.
Примерно в этом ключе и рассуждает апостол Павел: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке». Однако в отличие от стоиков, которые, избавляясь от желаний, превращали своё сердце в пустыню и становились пассивно-равнодушными к окружающим, апостол указывает на совсем иной источник своей автаркии: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Апостол не имеет ни в чём особой нужды, так как его сердце наполнено благодатью Христа. Именно сила Божия, с одной стороны, позволяет апостолу быть полностью независимым и самодостаточным, с другой, хранит в его сердце в полноте все те высокие человеческие чувства, от которых стоики так усердно пытались избавиться, чтобы не страдать.
Как же приобрести такое состояние? Как быть свободным от людей, вещей, как перестать раздражаться, как прекратить заниматься самоедством, избавиться от саможаления, от претензий, обид, злобы, ревности и другой деструктивной палитры чувств, но при этом остаться человеком и не отдалиться подобно стоикам от близких? Как думать о других, не рассчитывая ничего получить от них взамен? Апостол и на этот вопрос даёт ответ: «ищу плода, умножающегося в пользу вашу», — говорит он филиппийцам. Путь к свободе — это путь исполнения Евангельской заповеди о жертвенной любви и бескорыстном служении тем, кто нас окружает. Тот, кто усердно двигается в этом направлении, приобретает любовь, милость, а вместе с ними и то состояние покоя и свободы, в котором пребывал апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер