Флп., 237 зач., I, 12-20.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Несколько лет назад я услышал одну неприятно поразившую меня историю: мне рассказали про реакцию одной женщины на подаренную ей книгу, автором которой был кто-то из современных священнослужителей, и в книге была фотография этого человека. Женщина взяла книгу, увидела фотографию, оценила прическу автора и вернула книгу дарителю со словами: «Я не буду читать то, что написал стриженный поп!» История эта довольно показательна, а показывает она то, что многие христиане склонны делать вывод о том или ином священнослужителе, ориентируясь лишь на его внешний вид, и по внешнему же виду они определяют своих, тех, кому можно доверять. Впрочем, определять своих можно не только по внешнему виду, можно, к примеру, их определять по отношению к использованию русского языка за богослужением. Или же по отношению к западным христианам. Способов отнесения того или иного христианина к своим или же к чужим — множество, и мы ими активно пользуемся. Однако, апостол Павел был не согласен с таким подходом. Давайте послушаем отрывок из 1-й главы Послания к Филиппийцам и попытаемся понять, какое же отношение к отличающимся от нас христианам исповедовал апостол Павел. Этот отрывок его послания сегодня звучит за богослужением в православных храмах.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
В Риме апостола Павла заключили под стражу. Это не была тюрьма в известном нам смысле, это был, скорее, домашний арест с возможностью перемещаться по городу, правда, вместо современного спутникового маячка к апостолу Павлу был прикован стражник, всюду его сопровождавший. Стражники эти менялись, что было очень кстати: апостол мог проповедовать Христа постоянно сменяющимся людям. Конечно, мы не можем знать во всей полноте происходившего в то время в христианской среде Рима и всей империи, но из апостольского послания мы знаем, что пребывание Павла под арестом послужило усилению евангельской проповеди. Правда, упоминая об этом, апостол делает довольно любопытную оговорку: «Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа» (Флп. 1:15). Павел не раскрывает свою мысль, и что именно означает в данном контексте выражение «по зависти и любопрению», — можно лишь предполагать. Чаще же всего такие предположения сводится к мысли о том, что после ареста Павла многие его враги активизировались в своей проповеди Христа, а сделали они это исключительно по причине открывшейся возможности пошатнуть авторитет апостола своими миссионерскими успехами.
Сам же апостол ничуть не смущён, напротив, он радуется и такой проповеди: «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Флп. 1:18). Из этих слов апостола ясно, что для него самое важное — это не отношение к нему лично, и не побудительные причины проповеди Христа, для него имеет значение лишь сама проповедь. При этом для Павла не имеет значение и тот факт, что Христа проповедует те люди, которых можно назвать врагами апостола. Если его враги говорят о Христе, то Павла это совершенно устраивает, и он не собирается им мешать.
Такое же отношение хорошо бы распространить и на наших современников, и помнить, что ценна сама евангельская проповедь, а не личность проповедника, который кому-то может категорически не нравиться в силу ряда второстепенных причин. Апостол Павел своим примером учит нас не взирать на лица проповедующих Христа, а внимать лишь их проповеди в том случае, если она действительно евангельская. При таком подходе любой человек может открыть для себя невероятно много доброго и полезного, и вместе с этим станет подражателем святого апостола Павла.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема