
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Флп., 237 зач., I, 12-20.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Несколько лет назад я услышал одну неприятно поразившую меня историю: мне рассказали про реакцию одной женщины на подаренную ей книгу, автором которой был кто-то из современных священнослужителей, и в книге была фотография этого человека. Женщина взяла книгу, увидела фотографию, оценила прическу автора и вернула книгу дарителю со словами: «Я не буду читать то, что написал стриженный поп!» История эта довольно показательна, а показывает она то, что многие христиане склонны делать вывод о том или ином священнослужителе, ориентируясь лишь на его внешний вид, и по внешнему же виду они определяют своих, тех, кому можно доверять. Впрочем, определять своих можно не только по внешнему виду, можно, к примеру, их определять по отношению к использованию русского языка за богослужением. Или же по отношению к западным христианам. Способов отнесения того или иного христианина к своим или же к чужим — множество, и мы ими активно пользуемся. Однако, апостол Павел был не согласен с таким подходом. Давайте послушаем отрывок из 1-й главы Послания к Филиппийцам и попытаемся понять, какое же отношение к отличающимся от нас христианам исповедовал апостол Павел. Этот отрывок его послания сегодня звучит за богослужением в православных храмах.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
В Риме апостола Павла заключили под стражу. Это не была тюрьма в известном нам смысле, это был, скорее, домашний арест с возможностью перемещаться по городу, правда, вместо современного спутникового маячка к апостолу Павлу был прикован стражник, всюду его сопровождавший. Стражники эти менялись, что было очень кстати: апостол мог проповедовать Христа постоянно сменяющимся людям. Конечно, мы не можем знать во всей полноте происходившего в то время в христианской среде Рима и всей империи, но из апостольского послания мы знаем, что пребывание Павла под арестом послужило усилению евангельской проповеди. Правда, упоминая об этом, апостол делает довольно любопытную оговорку: «Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа» (Флп. 1:15). Павел не раскрывает свою мысль, и что именно означает в данном контексте выражение «по зависти и любопрению», — можно лишь предполагать. Чаще же всего такие предположения сводится к мысли о том, что после ареста Павла многие его враги активизировались в своей проповеди Христа, а сделали они это исключительно по причине открывшейся возможности пошатнуть авторитет апостола своими миссионерскими успехами.
Сам же апостол ничуть не смущён, напротив, он радуется и такой проповеди: «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Флп. 1:18). Из этих слов апостола ясно, что для него самое важное — это не отношение к нему лично, и не побудительные причины проповеди Христа, для него имеет значение лишь сама проповедь. При этом для Павла не имеет значение и тот факт, что Христа проповедует те люди, которых можно назвать врагами апостола. Если его враги говорят о Христе, то Павла это совершенно устраивает, и он не собирается им мешать.
Такое же отношение хорошо бы распространить и на наших современников, и помнить, что ценна сама евангельская проповедь, а не личность проповедника, который кому-то может категорически не нравиться в силу ряда второстепенных причин. Апостол Павел своим примером учит нас не взирать на лица проповедующих Христа, а внимать лишь их проповеди в том случае, если она действительно евангельская. При таком подходе любой человек может открыть для себя невероятно много доброго и полезного, и вместе с этим станет подражателем святого апостола Павла.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.