
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Флп., 236 зач., I, 8-14.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории Древней Церкви, а также в письменных источниках той эпохи, есть немало такого, что для нашего современника кажется довольно странным. А лидирует здесь, конечно же, история мученичества, которая стала не причиной исчезновения христианства, но напротив, привела к ещё большему его распространению, что позволило раннехристианскому писателю Тертуллиану произнести его знаменитые слова: «Кровь мучеников есть семя Церкви». Тертуллиан имел в виду, что мученики своим исповедническим подвигом приводили людей в Церковь, и что Церковь росла по мере увеличения количества мучеников за Христа. Это кажется странным, но именно так и было. Более того, ещё до эпохи гонения на христиан исповеднический подвиг приводил к тому же самому: люди видели страдальцев Христовых и с большим усердием шли за Христом. Об этом писал и апостол Павел в 1-й главе Послания к Филиппийцам. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который сегодня звучит в православных храмах во время божественной литургии.
Глава 1.
8 Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа;
9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,
10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,
11 исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
Здесь апостол Павел совершенно ясно и недвусмысленно написал о прямой зависимости между его пребыванием под стражей и той смелостью, с которой другие христиане начали проповедовать Христа, узнав о пребывании апостола в заключении. Конечно, нам это кажется странным. Но странным это казалось уже в IV-м веке по Рождестве Христовом, именно тогда святитель Иоанн Златоуст, комментируя эти слова апостол Павла, высказал своё недоумение: «Что говоришь ты, Павел? Узы не тоску наложили, а смелость, не страх, а влечение? Эти слова непоследовательны». Впрочем, святитель Иоанн не делал попыток объяснить произошедшее с помощью каких бы то ни было, к примеру, психологических ухищрений, далее он прямо сказал, что случившееся выходит за рамки естественного хода событий и ничем земным объяснено быть не может: «Но это произошло не сообразно последовательности дел человеческих, а было сверх природы и совершилось по божественной благодати. Поэтому, что в других производило тоску, то ему доставляло смелость».
Здесь, среди прочего, любопытно вот что: если мы сегодня стремимся все факты объяснить исключительно с рациональных позиций, в том числе и факты, изложенные в Священном Писании, то святитель Иоанн, как и многие другие святые, предпочитали принимать всё так, как оно есть, и не пытался с помощью домыслов объяснить то, что объяснению не подлежит. Это вовсе не связано с низким уровнем развития науки во время жизни святителя Иоанна, это нечто совершенно иное, а именно — прекрасное понимание границ познавательных способностей человека, это, если угодно, то смирение, без которого невозможно постичь Бога и Его действия в нашем мире.
Но вернёмся к апостолу Павлу и его заточению, ставшему причиной ещё большего распространения вести о Христе Воскресшем. Святитель Иоанн Златоуст всё же попытался объяснить изложенную в Писании истину, и его объяснение, пожалуй, ещё долго будет оставаться непревзойдённым по своей глубине, красоте и изяществу. Размышляя о том, почему ученики не испугались, а, напротив, исполнились деятельного оптимизма, он сказал так: «Они видели тело [апостола] связанным, а язык не связанным, руки — скованными, а слово разрешённым и быстрее солнечного луча, обегающим всю вселенную. И то для них делалось утешением, когда они на деле научались, что ничто из настоящего не ужасно».
В самом деле, для того, кто пребывает в общении с Богом и ожидании встречи со Христом, нет ничего ужасного ни в чём из событий видимого мира, потому что для таких людей Бог предстаёт гарантом конечного блага, ну а все невзгоды, печали, трагедии и волнения жизни в физическом мире они видят в перспективе вечности, более того, Бог Сам им открывает Свой благой замысел, и даже самое страшное и непонятное обретает свой смысл, теряя вместе с этим трагическую пугающую безысходность.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«На чем основывается семейное счастье?». Протоиерей Федор Бородин

Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Мы говорили о том, как молодым людям подходить к созданию семьи, почему часто возникают страхи и нерешительность, и как строить семейную жизнь, чтобы она была долгой и счастливой.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час