Евр., 317 зач., VII, 18-25.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,- 21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,- 22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Таинственный герой Библии, царь и священник Мелхиседек, вдохновил не одного писателя. В частности, Габриэля Гарсию Маркеса, в знаменитом романе которого «Сто лет одиночества» Мелхиседек появляется в образе мудрого и загадочного предводителя цыганского табора — Мелькиадеса. В романе цыгане регулярно приезжают в странный город Макондо, где все жители принадлежат к одной семье и страдают от неизбывного одиночества. Причиной их незавидной участи является нежелание и неумение любить. А к любви граждане Макондо стремятся страстно, но им постоянно что-то мешает. Чаще всего — гордость, упрямство, жестокость. Единственной отрадой для героев служит появление Мелькиадеса и его цыган. Те всегда привозят с собой какие-то диковины — забавные вещицы, неизменно радующие жителей Макондо и заставляющие их ненадолго забыть об одиночестве. Маркес, естественно, не случайно использует в своем повествовании образ Мелхиседека. Писатель был хорошо знаком с библейским повествованием. Книга Бытия, в которой появляется впервые загадочный царь Салима, говорит нам о великом благоговении, которое испытал Авраам при встрече с этим правителем. Неожиданный приход Мелхиседека становится для родоначальника евреев прикосновением к таинственной реальности, опытом переживания духовного мира. В сегодняшнем чтении апостол Павел называет Христа священником по чину Мелхиседекову. Это выражение, с одной стороны, указывает на то, что Спаситель по человечеству Своему не принадлежал к числу потомков Аарона и Левия — только мужчины, выходцы из этого рода, по закону Моисея имели право служить в Иерусалимском храме. Христос был потомком Давида, но в Его лице древнее постановление о священстве оказалось просто условностью. Ведь служение Спасителя не ограничивалось исполнением ритуалов и обрядов. Христос пришел в наш мир, чтобы разрушить его неизбывное одиночество, вызванное в жизнь грехом Адама и Евы. В их лице человечество разрушило общение с Господом, обрекло себя на существование без любви и благодати Неба. Мелхиседек, появившийся неожиданно в биографии Авраама, стал предвестником грядущих изменений. Царь Салима подобно Мелькиадесу Маркеса приносит с собой знаки иной реальности — хлеб и вино, символы Евхаристии. Спаситель, Небесный Первосвященник, приносит в жертву не ягненка или тельца, Он жертвует Собой и кровь Сына Божьего, пролитая на Голгофе, упраздняет пропасть между Богом и людьми, побеждает мрачное одиночество греха, от которого так страдал наш мир в эпоху Ветхого Завета.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.