
Евр., 312 зач., V, 11 - VI, 8.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; 14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
Глава 6.
1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, 2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
3 И это сделаем, если Бог позволит.
4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, 5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. 7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; 8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Иерусалим наших дней похож на бурлящий котел, внутри которого находятся разные культуры и верования. Запертые в тесном пространстве, пребывая предельно рядом, они при этом не смешиваются друг с другом. Каждая из общин Иерусалима, христианская, иудейская, исламская и иные, оберегают собственные границы, трепетно хранят свои традиции. Такова была изначальная специфика этого города. Хотя в первом веке у Иерусалима имелась особенность, теперь уже не существующая. Если сегодня костяк православной христианской общины составляют в основном греки, то в первом веке таковыми были евреи. Именно им и адресовал свое послание апостол Павел. Адресовал по вполне конкретной и при этом печальной причине. Послание к евреям стало реакцией Павла на гибель святого Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалима. Иаков был сыном Иосифа Обручника от первого брака и приходился Христу сводным братом. Он первоначально не верил в Божество Иисуса, но впоследствии изменил свое мнение, обрел веру во Спасителя. Иаков обладал абсолютным авторитетом как у христиан (что естественно), так и среди иудеев. Не зря он носил прозвище «Праведник». Что не помешало, правда, фарисеям и книжникам его убить. Иаков был сброшен с крыши Иерусалимского храма. Его смерть поставила под угрозу существование христианской общины столицы Иудеи. Оказалось, что личность святого Иакова имела определяющее значение для местной Церкви. Евреи-христиане, оставшись без лидера, пришли в смятение. Некоторые из них решили вернуться к прежней вере. Послание, составленное апостолом Павлом, отчасти остановило этот процесс. Павел пишет евреям-христианам с горечью. Он был неприятно удивлен тем, как люди, считавшие себя наследниками великих пророков, оказались вдруг так беспомощны. Апостол прямо говорит, что членам иерусалимской общины нет смысла говорить о смысле крещения, рукоположения, воскресении мертвых и иных основах христианской веры. Они не найдут в этих рассуждениях никакого для себя утешения. Поэтому Павел напоминает евреям-христианам о добродетели терпения. Без этой добродетели жизнь человека окажется бесплодной. Те же, кто благодаря терпению сможет преодолеть испытания, по мысли апостола окажутся похожи на плодородную почву, приносящую большой урожай. В данном случае — урожай духовный, способный напитать и самого человека, и людей рядом с ним. Эта мысль касается напрямую каждого из нас. Трудясь на ниве духовной жизни, мы не только сами движемся к Богу, но и для окружающих становимся опорой и проводниками к Царству Христову.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема