Евр., 312 зач., V, 11 - VI, 8.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; 14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
Глава 6.
1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, 2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
3 И это сделаем, если Бог позволит.
4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, 5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. 7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; 8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Иерусалим наших дней похож на бурлящий котел, внутри которого находятся разные культуры и верования. Запертые в тесном пространстве, пребывая предельно рядом, они при этом не смешиваются друг с другом. Каждая из общин Иерусалима, христианская, иудейская, исламская и иные, оберегают собственные границы, трепетно хранят свои традиции. Такова была изначальная специфика этого города. Хотя в первом веке у Иерусалима имелась особенность, теперь уже не существующая. Если сегодня костяк православной христианской общины составляют в основном греки, то в первом веке таковыми были евреи. Именно им и адресовал свое послание апостол Павел. Адресовал по вполне конкретной и при этом печальной причине. Послание к евреям стало реакцией Павла на гибель святого Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалима. Иаков был сыном Иосифа Обручника от первого брака и приходился Христу сводным братом. Он первоначально не верил в Божество Иисуса, но впоследствии изменил свое мнение, обрел веру во Спасителя. Иаков обладал абсолютным авторитетом как у христиан (что естественно), так и среди иудеев. Не зря он носил прозвище «Праведник». Что не помешало, правда, фарисеям и книжникам его убить. Иаков был сброшен с крыши Иерусалимского храма. Его смерть поставила под угрозу существование христианской общины столицы Иудеи. Оказалось, что личность святого Иакова имела определяющее значение для местной Церкви. Евреи-христиане, оставшись без лидера, пришли в смятение. Некоторые из них решили вернуться к прежней вере. Послание, составленное апостолом Павлом, отчасти остановило этот процесс. Павел пишет евреям-христианам с горечью. Он был неприятно удивлен тем, как люди, считавшие себя наследниками великих пророков, оказались вдруг так беспомощны. Апостол прямо говорит, что членам иерусалимской общины нет смысла говорить о смысле крещения, рукоположения, воскресении мертвых и иных основах христианской веры. Они не найдут в этих рассуждениях никакого для себя утешения. Поэтому Павел напоминает евреям-христианам о добродетели терпения. Без этой добродетели жизнь человека окажется бесплодной. Те же, кто благодаря терпению сможет преодолеть испытания, по мысли апостола окажутся похожи на плодородную почву, приносящую большой урожай. В данном случае — урожай духовный, способный напитать и самого человека, и людей рядом с ним. Эта мысль касается напрямую каждого из нас. Трудясь на ниве духовной жизни, мы не только сами движемся к Богу, но и для окружающих становимся опорой и проводниками к Царству Христову.
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.
28 марта. О борьбе с ленью
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя».
О борьбе с ленью, — священник Николай Конюхов.