Евр., 309 зач., III, 12-16.
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, 15 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».
16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы понять смысл только что прозвучавшего отрывка, необходимо вспомнить историю, которая произошла с еврейским народом во время его исхода из Египта. Именно на эти события намекает апостол Павел. Под руководством Моисея Израиль направился из дельты Нила, в которой он жил в рабстве у египтян много лет, в Землю Обетованную, то есть Палестину. Даже если взглянуть на карту, то можно увидеть, что расстояние между этими двумя точками довольно небольшое. Чуть более 1000 км. Однако для еврейского народа это путешествие растянулось на сорок лет. Большую часть этого времени они блуждали по пустыне Синайского полуострова. В буквальном смысле топтались на одном месте, нарезая круги. В чем же причина такого продолжительного путешествия?
Дело в том, что люди не смогли по достоинству оценить тот дар свободы, который им предложил Бог. Они непрестанно упрекали Моисея в том, что у них нет возможности удовлетворить свои первичные потребности: нет крыши над головой, нормальной еды, уверенности в завтрашнем дне. То есть всего того, что у них было в Египте. Это казалось им катастрофой. Отсюда постоянный ропот, недоверие, забастовки и даже восстания. «Лучше сидеть на поводке у египтян, чем такая свобода», — говорили они. Все закончилось тем, что, когда Моисей привел их к границам Палестины, они отказались идти туда. Дескать, они не смогут одолеть воинственных и сильных жителей. И это несмотря на все поразительные чудеса, которые сотворил Господь на их глазах. Это есть ни что иное, как психология раба, которая формировалась у них на протяжении десятилетий рабства в стране фараонов. За это малодушие и неверие в силу Творца, Бог и выносит приговор: в Землю Обетованную не могут войти те, кто помнит вкус рабства. Они так и останутся лежать в пустыне. Палестина — земля для людей, которые доверяют Богу во всем. 40 лет — это вынужденный период карантина, на протяжении которого должно вырасти новое поколение, готовое принять дар свободы.
Вспоминая эту историю, апостол Павел и обращается к христианам. Ведь часто бывает, что в результате крещения в жизни человека мало что меняется. Кто не говорил себе: начну новую жизнь, но не сейчас. Начну жить по Евангелию завтра, с понедельника, с нового года. Все это и есть ни что иное как та самая психология раба. Все наши мысли, мечты, желания не во Христе, а в нашем собственном Египте. Месте, где нет Бога, но зато можно удовлетворять все свои прихоти. Именно поэтому часто Господь и не входит в нашу жизнь. Не потому что не хочет. А потому что мы не желаем Его видеть. Нам тяжело нести такую свободу. Поэтому и апостол Павел говорит, что у вас не должно быть завтра. В духовной жизни у вас должно быть всегда «ныне», то есть сейчас. Отказываться от тех привычек, которые нас порабощали, необходимо уже теперь, потому что даже терпение Бога имеет предел, и завтра может не наступить, как у тех израильтян, которые так и остались лежать в пустыне. И, напротив, лишь тот, кто найдет в себе силы и решимость довериться Богу, отказаться от тех греховных привычек, которые определяли его жизнь до этого, сможет войти в свою Землю Обетованную и обрести настоящую свободу.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.