Евр., 329 зач., XI, 17-23, 27-31.
Глава 11.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.
30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, посвящён теме веры. Апостол Павел перечисляет имена ветхозаветных праведников, которых мы сейчас называем рыцарями веры. Нередко мы думаем, что верующий человек — это тот, кто принимает определённые религиозные истины. Например, он согласен с тем, что Бог существует. Согласен, что существует духовный мир, который живёт по определённым законам. Что Творец каким-то образом взаимодействует с человеком. Это тот, кто разделяет установки той или иной конфессии: в первую очередь её догматику и этику. Всё это лишь отчасти так. Однако, по сути, такая вера ничем не отличается от веры в то, что существует, например, ядро земли, которое никто из нас никогда не видел.
Говоря о вере, Библия делает совершенно иные акценты. Для неё верить — значит действовать. Верить в Бога означает не только признавать Его бытие. Верить в Бога означает быть верным Ему во всех своих делах, а также доверять Ему полностью свою жизнь. Очень чётко такое понимание веры мы видим в послании апостола Иакова. По его словам, «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе». Так верят в Бога бесы. Они даже знают, что Он есть. Но это никак не отражается на их жизни. А потому они верят и трепещут. Живая вера для апостола всегда вытекает из наших дел. Именно поступок являет то, во что ты веришь.
О том, что это могут быть за поступки, свидетельствует образ действий праведников, о которых мы услышали сегодня. Так, например, Авраам приносит в жертву собственного сына, отказываясь от самого дорогого и любимого его сердцу; верою родители Моисея, рискуя собственной жизнью, скрывают ребёнка от воинов фараона, которого те хотели убить; верою евреи соглашаются на авантюрное по той ситуации мероприятие, бегут из Египта и переходят через пучину Красного моря. То есть всякий раз ради Бога эти люди совершают нечто из ряда вон выходящее. Нечто, что требовало от них определённых внутренних усилий, преодоления себя. Нечто, что нарушает их привычный ритм жизни. И Бог в ответ на эти действия каким-то образом себя проявляет: спасает Исаака, Моисея, израильский народ и вступает с ними в новые, более совершенные отношения. Люди узнают Господа по-новому. Он открывается им так, как раньше не открывался.
Кажется, где библейские праведники, а где мы? Однако их образ жизни апостол приводит в пример для каждого из нас. Он словно говорит нам: если хотите вступить с Богом в новые отношения, совершайте ради Него поступки, которые вы раньше не совершали. Ведите себя с людьми так, как раньше не вели. Недостаточно просто быть христианином, ходить в храм, разделять положения православного вероучения, участвовать в таинствах и ждать, что жизнь изменится. Это всего лишь платформа, основание. Для того, чтобы ушло старое, необходимо действовать по-новому. Эта новая формула поведения дана в Евангелии, в Нагорной проповеди. Поступай так по отношению к людям, где-то через силу и вопреки своим страхам, поступай методично, каждый день. Делай маленькие шаги веры и однажды явственно увидишь, что в ответ на каждый твой маленький шажок, Господь со своей стороны делает сто навстречу. Так растёт наше доверие Творцу, так наша вера становится живой, так мы раз за разом узнаем Бога заново.
Томас Эдисон и его мать
«Меня сделала моя мать. Она искренне верила в меня», — говорил американский изобретатель Томас Эдисон. Он называл мать своим добрым гением и всегда вспоминал о ней с любовью и нежностью.
11 февраля 1847 года в городке Майлан штата Огайо у торговца зерном Сэмюэля Эдисона и его жены Нэнси родился сын. Мальчика назвали Томасом. Он рос здоровым и жизнерадостным. Едва научившись ходить, малыш всюду следовал за матерью. Отец был в постоянных разъездах по торговым делам, и воспитанием ребёнка занималась Нэнси. Всё время мать и сын проводили вместе. Знакомые и соседи Эдисонов поражались тому, как сильно мальчик был похож на мать. У него были такие же глубокие, внимательные серые глаза. Да и характер точь-в точь материнский — общительный, добрый, открытый.
Стремлением к знаниям Томас тоже пошёл в мать. Нэнси с детства очень хотела стать учительницей, и её отец, приходской священник, дал дочери прекрасное воспитание и образование. До замужества она несколько лет работала в школе. Терпеливо и обстоятельно Нэнси отвечала на все вопросы любознательного сына. А их было множество. Почему птицы летают? Почему на небе облака? Почему горит огонь? Томас с радостью и упоением постигал окружающий мир.
Когда мальчику исполнилось семь лет, он пошёл в школу. Томас ждал этого дня с нетерпением. Но учителям не пришёлся по нраву его любознательный характер. Они называли Томаса неусидчивым и часто наказывали. Так прошло около двух месяцев, и однажды мальчик вернулся из школы с запиской от преподавателя. Нэнси развернула сложенный вдвое листок. На лицо её набежала тень, глаза наполнились слезами... Но она быстро взяла в себя в руки. С любовью глядя на сына, мать прочла записку вслух: «Миссис Эдисон! Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала для него, здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».
И Томас стал учиться дома. Нэнси, у которой за плечами был богатый преподавательский опыт, удивительным образом удавалось совмещать хлопоты по хозяйству с ежедневными занятиями строго по расписанию. Под её терпеливым руководством сын очень быстро научился читать и писать. Мать учила его арифметике, истории, географии и физике и всем остальным основным дисциплинам. Когда Томасу исполнилось всего 9 лет, они вместе прочли «Начала» — знаменитый фундаментальный труд Исаака Ньютона.
Миссис Эдисон скончалась в 1871 году, когда её сыну было 24 — он твёрдо стоял на ногах и уже заявил о себе как о талантливом изобретателе и инженере. А через несколько лет о Томасе Эдисоне заговорил весь мир. Благодаря его идеям в дома людей пришло электрическое освещение. Эдисон усовершенствовал телеграф, он изобрёл микрофон и фонограф, открыв эру звукозаписи.
Однажды, будучи уже на вершине своей изобретательской славы, Томас Эдисон решил разобрать старый семейный архив. Среди писем и документов ему попался сложенный вдвое листок, который показался мужчине знакомым. Томас развернул его и ахнул. Это была та самая записка, с которой много лет назад учитель отправил его из школы. Только слова в ней почему-то были совсем не те, что когда-то вслух прочла ему мать. «Миссис Эдисон! — писал учитель. — Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Учите его самостоятельно дома». Томас отложил записку в сторону и заплакал.
...Как-то раз Эдисон общался с репортёрами. «Что помогло вам стать изобретателем?», — спросил один из них. И он ответил: «Не будь у меня такой матери, из меня, пожалуй, не вышло бы ничего путного. Только её безграничная вера в мои способности, любовь, соединенная с упорством, нежностью и добротой смогли сделать меня тем, кто я есть».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
26 апреля. О милосердии
В 31-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот».
О милосердии, — игумен Лука Степанов.
26 апреля. О творчестве Григория Данилевского
Сегодня 26 апреля. В этот день в 1829 году родился писатель Григорий Данилевский.
О его творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.