Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Исторически сложилось, что в дни церковных праздников, посвящённых Божией Матери, Православная Церковь прочитывает за богослужением один из двух отрывков апостольских посланий: это либо услышанный нами сегодня фрагмент из Послания к Евреям, либо отрывок из второй главы Послания к Филиппийцам. Но ни в одном из двух возможных литургических чтений в день чествования Пресвятой Девы нет ни единого слова о Ней Самой, Она не упоминается даже вскользь. Понять, почему Церковь избрала два именно таких отрывка довольно сложно, достоверно это сделать не получится, поэтому мы можем лишь предполагать, правда, предполагать тоже непросто, для этого надо, как минимум, знать об основных методах толкования библейского текста.
Существует пять известных и общеупотребительных методов толкования библейских текстов. Есть буквальный метод, есть аллегорический, есть нравственно-гомилетический, есть историко-литературно-критический, и есть типологический, или, иначе, прообразовательный. Практически любой отрывок Священного Писания можно истолковать с использованием одного из пяти перечисленных методов, а в ряде случаев можно попытаться пойти по пути комбинирования нескольких методов толкования.
В случае с прозвучавшим сегодня отрывом апостольского Послания к Евреям лучше всего подходит типологический метод, который, как о том свидетельствуют историки науки о Библии, впервые был применён членами иудейской общины Кумрана незадолго до Рождества Христова. Этот метод предполагает, что текст Священного Писания содержит многозначные прообразы истории спасения, которые могут быть отнесены не к одному, а к нескольким её этапам. Одним из самых ярких и эталонных примеров применения типологического метода является история исхода евреев из Египта, которая первоначально понималась в своём буквальном смысле, а позднее стала собой символизировать исход человечества из рабства греху к первозданной свободе чад Божиих, ну а расступившиеся воды моря — воду крещения, после омовения которой перед человеком открывается дорога в Христово Царство, по образу того, как расступившееся море открыло дорогу израильтянам к Земле Обетованной.
Описание устройства Иерусалимского храма в апостольском Послании к Евреям имеет определённый контекст, который заключается в попытке убедить читателей из числа евреев в том, что ветхозаветный храм с его жертвоприношениями не был совершенным, и что до Пришествия Христа Спасителя у человечества не было возможности прямого и непосредственного контакта с Богом. Именно на это указывает описание закрытой от всех и недоступной скинии, именуемой Святая Святых. Применением этого отрывка Послания к Евреям к Божией Матери Церковь подвигает нас к дальнейшему осмыслению истории Иерусалимского храма и к использованию типологического метода толкования не только этого отрывка, но и вообще всего ветхозаветного религиозного культа: если мы вспомним, что Святая Святых была недоступна по причине того, что она почиталась местом обитания Бога, то мы легко перейдём к мысли о месте пребывания Воплощённого Бога Господа нашего Иисуса Христа, Который родился в Вифлееме от Девы, то есть Он пришёл в мир через Неё, соответственно, Она — не символическая скиния Ветхого Завета, предназначенная для сохранения почитания Единого Истинного Бога один народом в ограниченный исторический период, Она — истинный Дом Божий, истинная и вечная Скиния, ведь в Ней обитал Бог до момента Своего физического рождения. Сделав такой вывод, мы поймём и смысл чтения в праздники, посвящённые Божией Матери, именно этого отрывка, ведь он напоминает нам об истории нашего спасения, немыслимой без Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.
28 марта. О борьбе с ленью
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя».
О борьбе с ленью, — священник Николай Конюхов.