Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться
апостол павел

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629

Евр., 320 зач., IX, 1-7.

Глава 9.

1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:

2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.

3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,

4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,

5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;

7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Исторически сложилось, что в дни церковных праздников, посвящённых Божией Матери, Православная Церковь прочитывает за богослужением один из двух отрывков апостольских посланий: это либо услышанный нами сегодня фрагмент из Послания к Евреям, либо отрывок из второй главы Послания к Филиппийцам. Но ни в одном из двух возможных литургических чтений в день чествования Пресвятой Девы нет ни единого слова о Ней Самой, Она не упоминается даже вскользь. Понять, почему Церковь избрала два именно таких отрывка довольно сложно, достоверно это сделать не получится, поэтому мы можем лишь предполагать, правда, предполагать тоже непросто, для этого надо, как минимум, знать об основных методах толкования библейского текста.

Существует пять известных и общеупотребительных методов толкования библейских текстов. Есть буквальный метод, есть аллегорический, есть нравственно-гомилетический, есть историко-литературно-критический, и есть типологический, или, иначе, прообразовательный. Практически любой отрывок Священного Писания можно истолковать с использованием одного из пяти перечисленных методов, а в ряде случаев можно попытаться пойти по пути комбинирования нескольких методов толкования.

В случае с прозвучавшим сегодня отрывом апостольского Послания к Евреям лучше всего подходит типологический метод, который, как о том свидетельствуют историки науки о Библии, впервые был применён членами иудейской общины Кумрана незадолго до Рождества Христова. Этот метод предполагает, что текст Священного Писания содержит многозначные прообразы истории спасения, которые могут быть отнесены не к одному, а к нескольким её этапам. Одним из самых ярких и эталонных примеров применения типологического метода является история исхода евреев из Египта, которая первоначально понималась в своём буквальном смысле, а позднее стала собой символизировать исход человечества из рабства греху к первозданной свободе чад Божиих, ну а расступившиеся воды моря — воду крещения, после омовения которой перед человеком открывается дорога в Христово Царство, по образу того, как расступившееся море открыло дорогу израильтянам к Земле Обетованной.

Описание устройства Иерусалимского храма в апостольском Послании к Евреям имеет определённый контекст, который заключается в попытке убедить читателей из числа евреев в том, что ветхозаветный храм с его жертвоприношениями не был совершенным, и что до Пришествия Христа Спасителя у человечества не было возможности прямого и непосредственного контакта с Богом. Именно на это указывает описание закрытой от всех и недоступной скинии, именуемой Святая Святых. Применением этого отрывка Послания к Евреям к Божией Матери Церковь подвигает нас к дальнейшему осмыслению истории Иерусалимского храма и к использованию типологического метода толкования не только этого отрывка, но и вообще всего ветхозаветного религиозного культа: если мы вспомним, что Святая Святых была недоступна по причине того, что она почиталась местом обитания Бога, то мы легко перейдём к мысли о месте пребывания Воплощённого Бога Господа нашего Иисуса Христа, Который родился в Вифлееме от Девы, то есть Он пришёл в мир через Неё, соответственно, Она — не символическая скиния Ветхого Завета, предназначенная для сохранения почитания Единого Истинного Бога один народом в ограниченный исторический период, Она — истинный Дом Божий, истинная и вечная Скиния, ведь в Ней обитал Бог до момента Своего физического рождения. Сделав такой вывод, мы поймём и смысл чтения в праздники, посвящённые Божией Матери, именно этого отрывка, ведь он напоминает нам об истории нашего спасения, немыслимой без Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем