
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Ветхозаветное храмовое богослужение состояло не только из молитвы, но и из постоянного принесения жертв. В качестве жертв выступали самые разные животные, которые должны были соответствовать определенным условиям. Кроме жертв за те или иные грехи, Ветхим заветом были установлены и обязательные жертвы, которые должны были приноситься один раз в году. Вне зависимости от чего бы то ни было, хотя бы одна жертва в течение года должна была быть принесена. Именно об этом говорит сегодняшний отрывок Послания к Евреям: «Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи». Конечно, на практике жертвы приносились значительно чаще: в Иерусалимском храме в качестве обязательного жертвоприношения два раза в сутки на жертвеннике оказывались годовалые барашки.
Сама по себе частота ветхозаветных жертвоприношений говорит о том, что приносимые жертвы не были достаточны, они не достигали своей конечной цели — совершенного очищения от грехов, об этом тоже говорит Послание к Евреям: «всякий священник ежедневно стои́т в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов». Стоит напомнить, речь здесь идет о ветхозаветных священниках, а не о современных христианских. Потому что в христианстве всё совершенно иначе, у нас нет необходимости в постоянном принесении жертв, более того, мы их вообще не приносим, мы не убиваем животных, не проливаем кровь, христианским священникам и вовсе запрещено пролитие крови, не только ради принесения жертв, но и для собственного пропитания.
Что же изменилось? Почему Ветхий завет требовал постоянных жертвоприношений, а в Новом завете нет ничего подобного? Послание к Евреям отвечает так: «Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа». Далее апостол продолжает эту мысль и говорит: «Он (то есть Христос) одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых». То есть, Своей Смертью Христос очистил все наши грехи: прошлые, настоящие и будущие. Да, мы продолжаем их совершать, мы от них страдаем, мы мучаем ими самих себя и всех, кто нас окружает, но, благодаря Христу, наши грехи в эпоху Нового завета не способны отторгнуть нас от Бога, у нас всегда есть возможность воззвать к Нему из любой, даже самой непроглядной, греховной тьмы. Воззвать, и быть услышанными, прощенными и принятыми Им в Его отеческие объятия. И для этого нет необходимости закалывать животных, достаточно лишь благого волеизъявления.
Псалом 35. Богослужебные чтения

Те, кто старается вести духовную жизнь, знают, как сложно избавиться от некоторых греховных привычек. А потому нередко люди задают вопрос священнику: что является наиболее эффективной и действенной профилактикой греха? Ответ на этот вопрос находим в 35-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 35.
1 Начальнику хора. Раба Господня Давида.
2 Нечестие беззаконного говорит в сердце моём: нет страха Божия пред глазами его,
3 ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие своё, чтобы возненавидеть его;
4 слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро;
5 на ложе своём замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.
6 Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!
7 Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!
8 Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны:
9 насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их,
10 ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоём мы видим свет.
11 Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем,
12 да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня:
13 там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать.
Царь Саул был первым еврейским монархом. Человеком он был непростым. Писание говорит, что на Саула нападал лукавый дух. В такие периоды его ум помрачался, царь погружался в тяжёлые душевные состояния. Для того, чтобы помогать ему справляться с приступами болезни, ко двору пригласили юного пастуха Давида. Своей игрой на арфе он успокаивал царя. На время к Саулу возвращались мир и покой. Однако со временем нечистый начал настраивать царя против Давида. Саула начали мучать помыслы, что Давид хочет занять его престол. Одержимый ревностью, завистью и неприязнью царь начинает преследовать юношу, чтобы убить его. Однако ему это не удаётся. Придя в себя, Саул просит у Давида прощения. Однако затем новый приступ — и история повторяется снова и снова. Тот псалом, который только что прозвучал, написан в воспоминание о тех событиях.
Первая часть псалма — это описание того, что происходит в душе Саула. Несмотря на то, что Давид называет его беззаконником, очевидно, что он представляет его скорее нездоровым, больным человеком, который просто не в силах контролировать свою одержимость. Мысль Давида следующая: хотя Саул и сознавался не раз, что грешит против меня и даже просил за свое буйное поведение прощения, это всё было не более, чем обманом. Да, он делал вид, что, как говорится в псалме, «отыскивает беззаконие своё, чтобы возненавидеть его». И, возможно, в тот момент он сам верил, что раскаялся. Но на самом деле это было лукавством и в его сердце продолжало жить нечестие. В Сауле не было страха Божия. Ведь каждый раз, когда он оставался в одиночестве перед сном, его опять начинали мучать помыслы. Как говорит Давид, «на ложе своём замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом». Иными словами, одержимость вновь и вновь возвращалась к Саулу, болезнь брала верх.
Этому описанию того, как в душе человеческой зарождается грех, противопоставлена вторая часть псалма. Из тёмной, закрытой от глаз посторонних спальни, где грешник в одиночестве вынашивает свои коварные планы, мы перемещаемся на открытое пространство. Мир грешника сопоставляется с миром Божиим, в котором небеса, облака, горы, великая бездна, крылья птицы, водные потоки и свет. В мире Божием царит простор. Здесь всё на виду. Здесь нет секретов и тайн. А потому и болезни греха негде зацепиться и пустить корни.
О той закономерности, которую изобразил Давид в своём псалме, прекрасно знали все те, кто посвятил свою жизнь духовной работе. Лучшее удобрение для греха — это ситуация недоговорённости, неопределённости, замалчивания. Это погружает человека в состояние обособленности, изоляции, закрытости от мира и людей. В таком навозе подозрительность и мнительность, безумие и одержимость, страх и уныние зреют и прорастают быстрее и лучше. А потому прямо говорит апостол Иаков в своём послании: «Исповедайте друг другу согрешения ваши». То есть не держите тёмные помыслы в себе. Приносите их на исповедь или же тем людям, которые идут по пути духовного совершенства и готовы поделиться с нами своим опытом. Такая открытость и доверие убивают грех в зародыше. И там, где вчера была смута и болезнь, сегодня будут мир и покой.
Псалом 35. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 35. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 35. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Раба Господня Давида.
2 Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его,
3 ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его;
4 слова уст его - неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро;
5 на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.
6 Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!
7 Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!
8 Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны:
9 насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их,
10 ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет.
11 Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем,
12 да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня:
13 там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать.
Неслучайные случайности. Юлия Узун

Со мной часто происходят события, которые со стороны кажутся совпадениями, но на самом деле являются проявлением промысла Божьего. Я стала ощущать это с особой силой после одного случая, о котором и хочу рассказать сейчас.
С детства во мне жила мечта — петь в хоре Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). Поначалу она казалась несбыточной. Но, окончив школу, я смогла поступить в Регентскую школу при Московской Духовной Академии.
В первом семестре все будущие регенты проходили прослушивание. Преподаватели отметили мои способности, но по какой-то причине не определили ни в один из студенческих хоров. Я жутко расстроилась тогда. И все же не стала ничего выяснять, а просто проплакала несколько дней.
Узнав об этом, брат, который уже был иеромонахом, посоветовал подойти к отцу Матфею и попроситься в хор к нему. Благо теперь я училась на территории Лавры. И была физически ближе и к отцу Матфею, и к своей мечте. Впрочем, слабо верила, что он может взять в хор студентку первого курса. Но спросить решилась.
Хор отца Матфея обычно пел на ранних службах в Трапезном храме Лавры. И вот, я пришла туда и стала ждать. Когда вошел батюшка, я быстро подошла к нему и выпалила свою просьбу петь в его коллективе. К моему удивлению, он кивнул в сторону, где стояли другие певчие и сказал:
— Становись!
Это было поразительно!
Так я стала петь в коллективе одного из лучших регентов России. А через полгода наконец получила распределение в третий смешанный хор Регентской школы. В итоге приходилось петь на двух службах подряд — сначала на ранней в Лавре, а потом — в Предтеченском храме семинарии.
Я часто опаздывала, спеша с одной службы на другую, из-за чего наставницы хотели запретить мне петь хоре отца Матфея, но он лично заступился, и руководству школы пришлось смириться с моими задержками.
Я пою в хоре Троице-Сергиевой Лавры до сих пор. А еще преподаю пение в воскресной школе «Покров» при Московской Духовной Академии. И не мыслю жизнь без клироса.
До сих пор удивляюсь, как Бог выстроил мой путь. В Евангелии сказано: «стучите и отворят». И я молилась, просила. А потом сама не заметила, как цепь событий, даже не самых приятных, привела к исполнению мечты! Дивны дела Твои, Господи! Благодарю Тебя!
Автор: Юлия Узун
Все выпуски программы Частное мнение