
Евр., 303 зач., I, 1-12.
Глава 1.
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодня апостол Павел говорит нам об Иисусе как о главном Откровении Бога о Самом Себе, которое получило человечество. Бог избрал неожиданный формат языка для того, чтобы объяснить людям, каков Он на самом деле: не словами, не изощрёнными философскими формулировками, не посредством изящных искусств — а просто став человеком, из таких же плоти и крови, как и у каждого из нас. «Прииди и виждь» — красной нитью проходит сквозь всё евангельское повествование. О Христе недостаточно говорить: Его надо ощутить, увидеть непосредственно, пережить Его присутствие. Отсюда начинается очевидность Бога как самой главной реальности для человека: реальности, познакомившись лицом к лицу с которой, отпадает потребность в доказательствах.
Христианство переквасило античный мир именно благодаря силе своей «показательности»: разница между теми, кто ищут Бога — язычники ли, иудеи ли — и теми, кто Его нашёл — была слишком очевидной. «Откуда у них столько любви друг ко другу?» — это изумление античного мира при взгляде на христиан было всеобщим. Это было не меньшее изумление, как если бы мы увидели в «красной зоне» больницы человека без всяких индивидуальных средств защиты — и при этом абсолютно здорового. «Откуда у него такая устойчивость к столь агрессивному вирусу?» — спросили бы мы. «Может, у него какая-то невероятной силы прививка?»
Не менее удивляло окружающих способность христиан сопротивляться тому, перед чем оказывались уязвимыми все — от бедняков до аристократии — распущенности, обману, отчаянию, жестокости, своекорыстию. На фоне стоиков христиане выглядели какими-то загадочными «сверхфилософами» — которые получили этот «духовный иммунитет» к мирским страстям не в результате многолетних упражнений, а даром.
Но «духовная прививка» христиан — в отличие от обычной вакцины — не действует «автоматически». Вера без усилия не живёт: она неизбежно превращается в видимость, «кажимость» — о носителях такой веры апостол с горечью пишет в послании к Титу: «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит.1:6). Главное усилие веры — это решимость быть верным Богу, верным той тональности Духа, которую и явил нам в Своей жизни Христос Спаситель! Отсюда, из Духа, Которым живёт человек, словно из глубинных недр, проистекает всё остальное: и мысли, и чувства, и дела. Если этот источник чист — на что и следует направлять в первую очередь усилия — то и производное также будет чистым и правильным.
Желаю всем в преддверии Рождества Христова прежде всего заглянуть каждому внутрь себя, в свой глубокий «колодец Духа» — и проверить, чиста ли и спокойна в нём водная гладь — чтобы неискажённо отразить пришествие в мир Божественного Света!
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема