Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел

Евр., 333 зач., XII, 25-26; XIII, 22-25.

Глава 12.

25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, 

26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.

Глава 13.

22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.

23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.

24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.

25 Благодать со всеми вами. Аминь.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

В этих словах апостола Павла, обращённых к евреям, упоминается эпизод, далеко не самый приятный слушателям. Речь идёт об истории, когда Бог даровал Моисею закон на горе Синай — и величие этого события сопровождалось явными знамениями в виде землетрясения, молний, грома. Вот как описывает книга Исход: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей» (Исх. 19:16–20).

Но, невзирая на такое очевидное свидетельство близости Господа Бога, оставшийся у подножия горы народ устал ждать возвращения Моисея — ждать в полной неопределённости — ведь из Египта-то они вышли — а что дальше, куда идти, кто их поведет — никто не понимал. И тогда они решили сами, своими силами, соорудить золотого тельца — чтобы получить хотя бы видимость некоего духовного покровительства и защиты. И когда Моисей спустился с горы, и увидел, как его народ чествует и поклоняется идолу — его гнев был неописуем. Евреи надолго запомнили, какую цену они заплатили за своё пренебрежение к явным знакам Божественного присутствия.

Апостол обращает внимание на эту историю не просто так: он использует традиционный для раввинов риторический приём «куда больше, чем» — если тогда, при исходе из Египта, Бог поколебал землю, чтобы подтвердить важность сказанного Моисею — то теперь Тот же Бог обещает поколебать не только землю, но и само небо — вот насколько высока значимость того, что Бог явил в лице Иисуса Христа.

От чего старается предостеречь апостол своих слушателей — а значит, и каждого из нас? От суетливости и нетерпеливости в вере. Мы редко задумываемся о том, что просто «быть в вере» — это уже подвиг. «Стоять в вере» — это вовсе не значит, что надо срочно «изничтожать неверных» и «бороться с отступниками». Это — куда легче, чем просто жить в состоянии тотальной неопределённости по всем фронтам — но при этом не падать духом, не унывать, быть радостным и благодарным — а не подавленным и ворчливым. Вера проявляет себя вовсе не в религиозном экстазе и фанатизме — источником которых чаще всего бывают причины вовсе не духовные. Самое яркое свидетельство веры — это способность оставаться верным Богу, верным своим ценностям жизни невзирая на полную противоположность среды, в которой приходится жить. Быть целомудренным — когда разврат — норма жизни. Быть милостивым — когда месть считается доблестью. Быть честным — когда ложью и обманом пропитано любое дело. Быть уважительным к достоинству другого — когда над ним все гогочут и тыкают пальцем. И это кажущееся маловажным неучастие человека в жизни по «стихиям мира сего» — а по сути, в «делах тьмы» — открывает в душе человека окно веры навстречу Богу, навстречу Его живительному и освежающему дыханию Духа.

Помоги же нам, Господи, не уставать упражнять своё сердце в добром несении подвига тихой и благодатной веры!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем