
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Евр., 329 зач., XI, 17-23, 27-31.
Глава 11.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.
30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Если человеку, далёкому от религии, начать что-то говорить о важности веры, чаще всего мы столкнёмся с иронией или даже категорическим отвержением. И это понятно: с точки зрения того, кто привык всё измерять и оценивать с позиции «исчисляемости» и «дискретности», вера выглядит очень странным психологическим феноменом, близким к какой-то едва ли не патологии. Соответственно, и поступки «по вере» в этом ракурсе выглядят безумными: как можно рисковать своим единственным сыном? Уводить целый народ из сытого Египта в полную безвестность? Дерзать выступать против гораздо более сильного врага без всяких гарантий на победу?
Природа веры двойственна. С одной стороны, в ней есть определённый диапазон, который даёт возможность расти, развиваться и укрепляться в вере — то есть вера — категория динамическая, не статическая. Но с другой стороны, в вере есть и то самое качество, о котором можно сказать только так: вера или есть, или её нет. Когда её нет — её нет совсем; а вот когда она есть — в ней возможна динамика, развитие — или, напротив, угасание.
Вот почему вера неотъемлемо связана с мужеством и риском: не требуется мужества там, где всё предсказуемо и определённо. Но мужество в свою очередь всегда связано с усилием — усилием преодоления себя, своей косности и лености, своей расслабленности и пугливости. При таком ракурсе становится понятным, почему вера — всегда «подвиг», всегда «делание»: при отсутствии усилия она «расползается», перестаёт быть «твёрдой», ведь только на плотность, конкретность веры и можно опереться — иначе она оказывается зыбкой губительной трясиной.
И рост веры — это вовсе не переход от «слегка уверовавшего» к состоянию «вполне состоятельного в вере». Рост веры — это существенное повышение ставок, когда на кону оказывается самое ценное, самое дорогое — соответственно этапу твоей жизни. Когда ставки предельные — то и риски максимальные. И в таких условиях вера не то что «укрепляется» — какой там! Она становится звенящей, как закалённая сталь, из прежнего карманного фонарика она превращается в лазерный луч, пронизывающий десятки километров! И тот, кто хотя бы однажды имел опыт такой веры — знает не понаслышке, на что она способна.
Если глухого от рождения человека привести на концерт в консерваторию — он будет смотреть на окружающих с большим изумлением. Ему доступна только визуальная сторона исполнения — и он с подозрением будет смотреть на соседей, проявляющих сильные эмоции при созерцании плавного движения смычков музыкантов. Но тот, у кого со слухом нет проблем — воспринимает реакцию слушателей как совершенно нормальную и естественную.
Так что человеку, для которого вера — загадочных психологический феномен, хочется пожелать вот чего: начните разрабатывать главный орган веры — сердце — через упражнение в делах милосердия и служения окружающим — и внимательно наблюдайте за происходящим: не сомневаюсь, однажды и вы услышите мелодию веры, которую ни с чем спутать уже невозможно!...
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема