
Евр., 315 зач., VII, 1-6.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых таинственных персонажей Библии — это Салимский царь Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего. Об этом человеке Ветхий Завет упоминает всего лишь два раза: в 14-й главе книги Бытия и в 109-м псалме. Новый Завет совсем иначе относится к Мелхиседеку, и в Послании апостола Павла к Евреям мы встречаем имя этого человека девять раз. Звучит оно и сегодня в православных храмах во время чтения за литургией отрывка из 7-й главы Послания к Евреям. Давайте послушаем эти апостольские слова и попытаемся понять, почему Мелхиседек столь важен для эпохи Нового Завета.
Глава 7.
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
То, что в только что прозвучавшем отрывке Послания к Евреям сказано о Мелхиседеке, представляет собой, с одной стороны, пересказ истории, изложенной в 14-й главе книги Бытия, а с другой — толкование ветхозаветного сюжета. Здесь мы видим не только упоминание Мелхиседека и того, что произошло во время его встречи с Авраамом, но и объяснение значения имени Мелхиседека, а также сопоставление его с Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом. Получается, что Послание к Евреям предлагает нам видеть в Мелхиседеке прообраз Спасителя, то же самое предлагает делать и Псалтырь, в которой мы можем найти такие слова: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4).
Но почему это важно? Почему какой-то таинственный «чин Мелхиседека» заслуживает того, чтобы посвящать ему строки Священного Писания?
Ответ мы можем найти здесь же, в Послании к Евреям. Дело в том, что Ветхий Завет знал лишь одно священство — священство Аарона, которое было установлено при Моисее. Это священство ещё можно назвать «священством по чину Аарона», выше него в законе Моисея не может ничего быть. Однако тот, от кого произошёл Аарон, то есть праотец Авраам, принял благословение и отдал десятину абсолютному чужаку — священнику Мелхиседеку. Иными словами, Авраам признавал превосходство священства Мелхиседека над грядущим священством Аарона, кроме того, благословляя Авраама, Мелхиседек благословил и всё его потомство, включая Аарона. Но кто мог благословить Аарона, кроме Самого Бога? Получается, что Мелхиседек — прообраз Христа, и об этом знал Ветхий Завет. Но вот время прообразов закончилось, то, что виделось как некая неясная тень, стало явью, Христос пришёл, и, придя, Он сделал ненужным священство Аарона со всеми его установлениями.
Собственно, цель Послания к Евреям именно в этом и состояла: показать, что ветхозаветные постановления утратили своё значение после Христова Пришествия. Нетрудно догадаться, почему в дни празднования Рождества Христова этот отрывок звучит в наших храмах, ведь ещё одно крайне важное следствие Боговоплощения состоит в том, что отныне нет необходимости в принесении каких бы то ни было жертв, и нет необходимости в том виде священства, который был до Христа, теперь есть лишь Один Священник, Который Сам является и Жертвой, и Тем, Кто Жертву приносит, а потому мы и молимся за каждой божественной литургией такими словами: «Ты — приносящий и приносимый, и принимающий, и раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианин в современном мире». Марина Птицына

У нас в студии была музыкант, художник, педагог, многодетная мама Марина Птицына.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере, об удивительных свидетельствах помощи Бога и святых в сложных обстоятельствах и как сегодня для нее объединяются семья, творчество, работа и церковная жизнь.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Дружба. Что известно о ней из Священного Писания?». Священник Александр Насибулин, Павел Чухланцев, Илья Муромский
В этом выпуске «Клуба частных мнений» настоятель храма Рождества Богородицы в селе Поярково священник Александр Насибулин, руководитель молодежного миссионерского проекта «Orthodox House» Павел Чухланцев и журналист Илья Муромский размышляли о том, что такое дружба, в чем она может выражаться, что о дружбе нам известно из Священного Писания, насколько общая вера и схожее мировоззрение могут влиять на развитие дружеских взаимоотношений, а также насколько важно быть друзьями супругам.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
- «Дружба. Что известно о ней из Священного Писания?». Священник Александр Насибулин, Павел Чухланцев, Илья Муромский
- «Как обрести спутника жизни?». Священник Стахий Колотвин, Андрей Кормухин, Елена Смаглюк
- «Как давать милостыню?» Священник Андрей Дорохин, Виталий Сурвилло, Виталий Заболотный
Проект реализуется при поддержке VK
О камушках и молитве. Яна Юревич

Оказавшись на берегу реки или моря, я люблю медленно прогуливаться, останавливаться и перебирать камни, во множестве лежащие под ногами. Они совсем простые, но мне нравятся. Однотонные или с цветными прожилками. Маленькие и побольше. В общем, разные. Но есть то, что их объединяет. Все они гладкие, округлые. Над каждым их этих камушков поработала вода. Это она сточила все углы, все неровности.
Так, в очередной раз разглядывая их, я подумала о молитве. Ведь она воздействует на сердце человеческое, как вода на камни, — стачивает все уголки, все торчащие колючки нашего сердца. И это касается не только молитвы, в которой мы благодарим Господа или просим о чем-то для себя. Сила молитвы проявляется в моменты, когда мы молимся о других людях. О разных людях. И о тех, кто нам дорог, кого мы любим, и о тех, кто по каким-то причинам может доставлять нам неудобства, расстраивать, обижать, злить. Особенно стоит молиться о таких людях.
Молитва о тех, кого мы любим не так уж и сложна, она не требует особых усилий, сердце наше уже открыто к ним. Но вот искренне помолиться за того, кто тебя обидел, намеренно причинил зло — это сродни подвигу. И такого подвига, на мой взгляд, ждет от нас Господь. Наградой же будет смягчение сердца и внутренний покой. Такой покой, которого не достигнуть ничем, кроме прощения. А прощение и приходит через молитву.
И я чувствую, что молитва воздействует на сердце молящегося человека не как долото или зубило, не откалывает неровности нашего сердца. А именно, как вода, живая вода, — мягко и, порой, неуловимо, меняет сердце человека, сглаживая его. Молитва слой за слоем снимает жесткость, черствость, давая возможность по-новому увидеть каждого человека, который встретится на жизненном пути.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение