Евр., 306 зач., II, 11-18.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христово Рождество, которое продолжает праздновать наша Церковь, это тот праздник, который наполнен глубоким и крайне важным для нашего спасения богословским содержанием. Церковь доносит до нас богословие Рождества Христова самыми разными способами: через богослужебные песнопения, через уставные чтения святоотеческих назиданий, которые, впрочем, в современной практике как правило не совершаются, и, конечно же, через Священное Писание. Богословскому раскрытию смысла Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа посвящён и отрывок из 2-й главы Послания святого апостола к Евреям. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 2.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Несмотря на то, что Христос не был упомянут в только что прозвучавшем отрывке по имени, весь этот отрывок говорит о Нём, ведь именно Сошедший с Небес Христос назвал нас братьями и детьми, именно Он воспринял нашу плоть, и именно Он Своей смертью лишил «силы имеющего державу смерти, то есть диавола».
В эти зимние дни мы празднуем Христово Рождество, праздник, который больше, чем какое-либо иное церковное торжество, ориентирован на детей, и это понятно, ведь мы вспоминаем тот момент евангельской истории, который повествует о Младенце Христе, а потому и сами народные традиции празднования Христова Рождества ориентированы на детей, ну а история Пришествия в мир Спасителя совершенно изумительно может быть воспринята даже едва научившимися говорить младенцам. Однако оказывается, что своим богослужением Церковь призывает нас не столько умиляться Богомладенцу Христу, сколько думать о конечном смысле Его Пришествия. Многим кажется, что Он пришёл лишь для того, чтобы показать пример нравственно безупречной жизни, а также рассказать, как люди должны себя вести в отношениях с Богом и друг другом. Это довольно удобная позиция, ведь она позволяет видеть во Христе всего лишь очередного учителя нравственности, коих история человечества знает чрезвычайно много, и если Христос — лишь учитель, равный всем прочим, то и Евангелие не имеет никаких принципиальных отличий от любых других назидательных книг.
Церковь же настаивает: Христос не только и не столько Учитель, Он — Бог, Который стал Человеком не ради учительства, а ради того, чтобы собственной «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола», и вместе с этим освободить нас от порабощения диаволом, или, как это сказано в только что прозвучавшем отрывке Послания к Евреям, «избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству». Эти слова напоминают нам хорошо известную древним христианам истину: страх смерти приводит к рабству греху, и, следовательно, к рабству врагу рода человеческого. Христос Своими Смертью и Воскресением уничтожил смерть, а это означает, что можно больше не бояться, быть свободными и исполнять волю Божию чего бы нам это не стоило. Собственно, именно так поступали апостолы, христианские мученики, и все прославленные Церковью святые.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 254 зач., II, 8-12.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Формула успешной жизни — это своеобразный тренд общества, в котором мы живём. К успеху стремится каждый. Однако каждый понимает его по-своему. Что может в этом отношении предложить христианство? Есть ли у него какой-то рецепт успеха? Ответ на этот вопрос находим во 2-й главе послания апостола Павла к Колосянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых
Апостол Павел получил прекрасное образование. Он был не чужд учёности и активно пользовался своими обширными познаниями, в том числе из области античной литературы и философской мысли, в проповеди Евангелия. Более того, именно Павел начал процесс, благодаря которому христианское откровение о Боге получило своё выражение в понятиях и терминах греческой философской традиции. Одним словом, Павел является родоначальником академического богословия. А потому философия, от которой он предостерегает сегодня христиан города Колоссы, это не академическая дисциплина. Он не призывает их отказаться от способности рассуждать, осуществлять аналитическую работу и мыслить по законам логики. Философией он называет здесь такой образ мысли, в котором нет места Богу. Или же Он занимает второстепенное место.
Представьте себе человека, который одержим азартными играми. Предел его мечтаний — найти такую систему, которая гарантировала бы ему успех в любой игре. Математическим путём он пытается просчитать вероятности выигрыша. Он с маниакальной настойчивостью ищет наиболее продуктивные комбинации ходов. Пытается взломать игру. Порой ему кажется, что он разгадал секрет. Он делает крупную ставку и опять проигрывает. А затем цикл начинается заново. Не называем ли мы такого человека нездоровым? Вот точно так можно быть одержимым идеей просчитать свою жизнь. Взять её под контроль своими усилиями. Словно угадать все вероятности. Именно от этого я так часто нахожусь в раздражении, неприязни, расстройствах, обидах, недовольстве и даже злобе и ярости. Ведь каждый раз что-то нарушает мои ожидания. Система, которая живёт в моей голове, опять не срабатывает. Люди и обстоятельства ведут себя не по-моему. Отсюда разочарование и отрицательные эмоции. Вот она пустая философия, которая основывается на преданиях человеческих. То есть исключительно на моих силах и желаниях.
Поэтому сегодня апостол и говорит, что христианин должен быть «обрезан обрезанием нерукотворённым». Это означает, что у нас должен быть сформирован навык передавать ход своей жизни Творцу. Ведь если я не могу просчитать простую игру, то ещё более безумная затея просчитать свою жизнь. Очевидно, что здесь ещё больше вещей, которые от меня не зависят. Полная картинка есть лишь у Господа. Но как научиться отпускать ситуацию и отдавать её в руки Бога? Формула проста. Ежедневно все свои силы направлять на исполнение Евангелия. Перед каждым своим решением, словом, начинанием спрашивать Его: а как Ты хочешь, Господи? Какова Твоя воля? Каждый день стремиться по Его заповеди послужить своим ближним. Принести пользу людям. Если будем себя ко всему этому понуждать, со временем заметим одну удивительную вещь. Ровно в той степени, в какой я занимаюсь тем делом, которое от меня ожидает Бог, могущественный и совершенный Разум начинает продумывать и устраивать мою жизнь. Вплоть до мелочей. И здесь нет ничего удивительного. Ведь это прямое обещание Христа: «Ищите прежде Царства Божия и всё остальное приложится вам». Нет, Бог не исполняет все мои желания. Он просто даёт мне видеть, как можно разрешить самые неразрешимые ситуации. Он даёт моему сердцу полноту, уверенность и крепость. Я словно обретаю почву под ногами. Я чувствую поддержку во всех своих начинаниях. И всё это для того, чтобы я мог ещё эффективней служить Творцу и Его детям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы ребята из детских домов росли в любви и заботе
Сегодня 10-летний Рома растёт в любящей семье. Мальчик учится в школе, у него есть успехи и достижения, а ещё надёжные друзья. Ромина жизнь стала гораздо светлее с поддержкой проекта «Добрые перемены». Он создан Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения. В рамках этого проекта ребята из детских домов и приютов получают психологическую помощь.
Рома родился в неблагополучной семье и спустя несколько лет попал в детский дом. Те трудности, с которыми ребёнок сталкивался в кругу родных, а за тем и в приюте, недостаток внимания и любви со стороны взрослых оставили в его душе глубокий след. Впоследствии это отразилось на поведении и характере. Мальчику было сложно общаться с другим людьми. И когда Романа усыновили, в семье возникли серьёзные проблемы. Родители стремились наладить отношения с сыном, но ничего не получалось. Рома был замкнутым и агрессивным, никому не доверял.
В надежде изменить ситуацию, супруги обратились в проект «Добрые перемены». С Ромой и его семьёй работали специалисты. Взрослые получили важные знания о том, как найти подход к ребёнку, который пережил психологическую травму. А сам подросток стал более открытым, научился управлять эмоциями, смог наладить отношения с родителями, ощутить в семье опору и поддержку. У Ромы всё больше получается доверять взрослым. И теперь в сложных ситуациях он обращается за помощью к отцу. Кроме того, ребёнок стал лучше учиться в школе и у него появились друзья.
Благодаря проекту «Добрые перемены» жизнь Романа и других ребят из детских домов — наполняется любовью, доверием и радостью. Больше узнать о проекте и поддержать его работу, можно на сайте Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.
Кроме того, помочь можно через СМС: отправьте на номер 3443 слово «Добрые» и укажите любую сумму через пробел, например, «Добрые 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов