Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Случалось ли вам, дорогие друзья, находиться под руководством... плохого начальника? И как же быть в такой ситуации? Бунтовать? Игнорировать? Смиряться с его дурным характером? Лицемерно соглашаться исполнять очевидно неправильные распоряжения? Сегодня, в день памяти святителя Николая, у нас есть все основания поразмышлять над этими вопросами, рассматривая 13-ю главу послания апостола Павла к Евреям, отрывок из которой читается в храмах во время богослужения.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
«Безначалие — пишет святитель Иоанн Златоуст, — везде зло, причина многих бедствий, начало беспорядка и смешения; особенно же в Церкви оно тем опаснее, чем власть её больше и выше». Получается, если строго следовать словам Златоуста, вообще нет никакой разницы, каков начальник — хорош или глуп, справедлив или безрассуден — ты, главное, ему всё равно подчиняйся — так что ли? Ключ к ответу — в небольшой частице «γάρ» — которая в Синодальном тексте переведена как «ибо»: «повинуйтесь... ибо они неусыпно пекутся». Но можно предложить и несколько иной вариант: «ибо» заменить на частицу «же» — повинуйтесь наставникам вашим — они же спать из-за вас спокойно не могут, потому что отвечать придётся! Вы чувствуете, насколько изменилась тональность самого предложения? Не потому следует подчиняться безусловно наставнику, что он — наставник — а именно потому, что его отношение к подопечным — небезразлично! Причём настолько небезразлично, что даже ложась спать, он продолжает беспокоиться. Но дальше — ещё интереснее. Апостол говорит о том, что христианин должен следить, чтобы его наставник начальствовал с охотой, с радостью — а не вынужденно, тяжко вздыхая от непокорности своих подчинённых. Послушаем снова Златоуста: «Начальник, если пренебрегают им, не должен мстить, но слёзы и воздыхания его служат лучшим мщением? Если твой начальник будет воздыхать, то отмстит за тебя Бог. Видишь, что Бог не попустит начальнику терпеть обиды? Должно воздыхать тому, кого не уважают, презирают, плюют. Но и подчинённый не смей думать, что ты не будешь отмщён; воздыхание начальника хуже всякого мщения».
Для нашего слуха, привыкшего к служебным инструкциям и другим формализованным рабочим отношениям, очень странно слышать такие утверждения. Но не будем забывать, что речь идёт о взаимоотношениях внутри достаточно небольших христианских общин. Фактически, это отношения почти семейные: так же, как отец или мать, если постоянно получают «удары в спину» со стороны своих детей, будут страдать от их непослушания и неизбежно переносить свою печаль на все стороны жизни — так же и духовный наставник, расстроенный нераскаянностью и упрямством духовных чад, не сможет раскрыть во всей полноте свои дарования и принести пасомым максимальную пользу.
Святитель Николай — как его мы видим из житийных описаний — был именно таким наставником — горячим, неравнодушным, способным пойти на смертельный риск ради пользы своих чад. И именно поэтому он стал «правилом веры» и «образом кротости» для всех христиан — и начальников, и подчинённых.
Но как же быть, если начальник — безразличен, холоден, внутренне удалён от своих подчинённых? Апостол и здесь нам помогает: не стоит ни бунтовать, ни скандалить, ни утраивать демарши — надо просто молиться. Искренне, от души, не в качестве своего рода «отместки» за недостойное поведение начальника — сейчас как «намолим» себе нового! — а так же, как мы молимся за своих непутёвых детей. И вполне возможно, эта общая молитва подчинённых приведёт к тому, что даже у самого нерадивого начальника вдруг что-то переменится внутри — и уже не болеть сердцем за тех, кто его так любит, он просто не сможет!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Уход из жизни супруга или супруги: как пережить разлуку?». Анна Леонтьева, протоиерей Андрей Харчук, Наталья Великанова
В дискуссии участвовали: автор текстов, радиоведущая Анна Леонтьева, экономист Наталья Великанова и клирик храма святителя Василия Великого при одноименной гимназии в Московской области протоиерей Андрей Харчук.
Все наши гости когда-то столкнулись со страшной потерей: у Анны в аварии погиб муж, у отца Андрея после продолжительной и тяжелой болезни умерла жена, а муж Натальи трагически ушел из жизни, попав под электричку в попытке спасти человека. Мы размышляли, как можно пережить смерть самого близкого человека и что может помочь не увязнуть в горе.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Смоленская икона Божией Матери
Одигитрия в переводе с греческого означает Путеводительница. Так называется один из самых древних образов Божией Матери. Считается, что его написал апостол Лука ещё во время земной жизни Царицы Небесной. На протяжении столетий люди делали копии святого изображения. Один из списков был создан в Константинополе в одиннадцатом веке. По преданию, этой иконой Византийский император Константин Мономах благословил свою дочь на брак с русским князем Всеволодом Ярославичем.
Святыню унаследовал сын Всеволода, Владимир Мономах. Он перенёс фамильную реликвию из Чернигова, первого своего удела, в Смоленск. С тех пор древняя икона стала именоваться по названию этого города, Смоленской. Специально для святыни был построен Успенский собор, где она хранилась триста лет. По молитвам Богородице перед Её Смоленским образом совершались многочисленные чудеса.
В четырнадцатом столетии древняя реликвия впервые покинула Смоленск. Город был захвачен литовскими войсками, и благодатный образ, спасая от поругания, перенесли в Москву. Там он пребывал в Благовещенском соборе Кремля. В 1456 году Смоленский епископ Мисаил попросил московского князя Василия Третьего возвратить святыню. Просьба была исполнена, чудотворная икона вернулась в город, который подарил ей наименование.
В 1812 году, во время войны с Наполеоном, реликвия вновь покинула пределы Смоленска. Образ Царицы Небесной крестным ходом доставили в московский Успенский собор, где совершили торжественный молебен об избавлении от врага. Затем икону Пречистой Девы с молитвой пронесли вокруг столицы. Тысячи людей просили Богородицу о даровании победы русскому оружию. Сам полководец Михаил Кутузов преклонил колени перед Смоленской иконой. И молитвы были услышаны! После освобождения Русской земли святыня вновь вернулась в кафедральный собор Смоленска.
Советская власть в тридцатых годах двадцатого века устроила в храме Успения Богородицы антирелигиозный музей. Но Смоленскую икону безбожники не тронули. Она по-прежнему пребывала на своём, веками освящённом месте, и верующие посетители тайно возносили молитвы перед светлым Ликом Божией Матери.
Во время Великой Отечественной войны Смоленск захватили фашисты. При отступлении в 1943 году они вывезли из города многие ценности, и в их числе — Смоленскую икону. С тех пор о местонахождении чудотворного образа ничего не известно. Но остается надежда, что когда-нибудь Божия Матерь утешит жителей Смоленска возвращением святыни!
Все выпуски программы Небесная Заступница