
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Случалось ли вам, дорогие друзья, находиться под руководством... плохого начальника? И как же быть в такой ситуации? Бунтовать? Игнорировать? Смиряться с его дурным характером? Лицемерно соглашаться исполнять очевидно неправильные распоряжения? Сегодня, в день памяти святителя Николая, у нас есть все основания поразмышлять над этими вопросами, рассматривая 13-ю главу послания апостола Павла к Евреям, отрывок из которой читается в храмах во время богослужения.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
«Безначалие — пишет святитель Иоанн Златоуст, — везде зло, причина многих бедствий, начало беспорядка и смешения; особенно же в Церкви оно тем опаснее, чем власть её больше и выше». Получается, если строго следовать словам Златоуста, вообще нет никакой разницы, каков начальник — хорош или глуп, справедлив или безрассуден — ты, главное, ему всё равно подчиняйся — так что ли? Ключ к ответу — в небольшой частице «γάρ» — которая в Синодальном тексте переведена как «ибо»: «повинуйтесь... ибо они неусыпно пекутся». Но можно предложить и несколько иной вариант: «ибо» заменить на частицу «же» — повинуйтесь наставникам вашим — они же спать из-за вас спокойно не могут, потому что отвечать придётся! Вы чувствуете, насколько изменилась тональность самого предложения? Не потому следует подчиняться безусловно наставнику, что он — наставник — а именно потому, что его отношение к подопечным — небезразлично! Причём настолько небезразлично, что даже ложась спать, он продолжает беспокоиться. Но дальше — ещё интереснее. Апостол говорит о том, что христианин должен следить, чтобы его наставник начальствовал с охотой, с радостью — а не вынужденно, тяжко вздыхая от непокорности своих подчинённых. Послушаем снова Златоуста: «Начальник, если пренебрегают им, не должен мстить, но слёзы и воздыхания его служат лучшим мщением? Если твой начальник будет воздыхать, то отмстит за тебя Бог. Видишь, что Бог не попустит начальнику терпеть обиды? Должно воздыхать тому, кого не уважают, презирают, плюют. Но и подчинённый не смей думать, что ты не будешь отмщён; воздыхание начальника хуже всякого мщения».
Для нашего слуха, привыкшего к служебным инструкциям и другим формализованным рабочим отношениям, очень странно слышать такие утверждения. Но не будем забывать, что речь идёт о взаимоотношениях внутри достаточно небольших христианских общин. Фактически, это отношения почти семейные: так же, как отец или мать, если постоянно получают «удары в спину» со стороны своих детей, будут страдать от их непослушания и неизбежно переносить свою печаль на все стороны жизни — так же и духовный наставник, расстроенный нераскаянностью и упрямством духовных чад, не сможет раскрыть во всей полноте свои дарования и принести пасомым максимальную пользу.
Святитель Николай — как его мы видим из житийных описаний — был именно таким наставником — горячим, неравнодушным, способным пойти на смертельный риск ради пользы своих чад. И именно поэтому он стал «правилом веры» и «образом кротости» для всех христиан — и начальников, и подчинённых.
Но как же быть, если начальник — безразличен, холоден, внутренне удалён от своих подчинённых? Апостол и здесь нам помогает: не стоит ни бунтовать, ни скандалить, ни утраивать демарши — надо просто молиться. Искренне, от души, не в качестве своего рода «отместки» за недостойное поведение начальника — сейчас как «намолим» себе нового! — а так же, как мы молимся за своих непутёвых детей. И вполне возможно, эта общая молитва подчинённых приведёт к тому, что даже у самого нерадивого начальника вдруг что-то переменится внутри — и уже не болеть сердцем за тех, кто его так любит, он просто не сможет!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.