Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В религии Ветхого Завета самой главной святыней был Ковчег Завета. Основные постановления о Ковчеге содержит в себе библейская книга Исход, существенно же важно то, что Ковчег должен был почитаться как объект, символизирующий присутствие Бога среди израильского народа. В эпоху Нового Завета изменилась парадигма отношения Бога и человека, Бог стал Человеком, Он обожил наше естество, а потому высшей вещественной святыней стал сам человек. Именно по этой причине апостол Павел называл христиан храмами Божиими, и говорил, что Дух Божий живёт в христианах (см. 1Кор. 3:16). В Священном Писании Нового Завета есть лишь два отрывка, которые повествуют о Ковчеге Завета, первый из них мы слышим, как правило, лишь в праздники, посвящённые Божией Матери, звучит он и сегодня — в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Отрывок, который читается сегодня в православных храмах во время литургии, взят из 9-й главы Послания апостола Павла к Евреям. Давайте послушаем его и поразмышляем о соотношении вещественных святынь Ветхого и Нового Заветов.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Послание к Евреям совершенно не случайно напоминает о том, как был устроен ветхозаветный храм, особенно же важно в этом напоминании описание Ковчега Завета. Дело в том, что к моменту написания этого послания Ковчег Завета был утрачен.
Существует несколько гипотез, которые высказывают предположения о том, куда именно пропал Ковчег. В канонических, то есть всеми принимаемых книгах Священного Писания, об исчезновении Ковчега ничего не сказано, но об этом есть некоторая информация в неканонических книгах и апокрифической литературе. Так, вторая Маккавейская книга говорит о том, что Ковчег вместе со скинией и кадильным жертвенником был спрятан пророком Иеремией в пещере, находившейся в той горе, с вершины которой Моисей видел обетованную землю (2Макк. 2:4–8). А Третья книга Ездры уверяет, что Ковчег был разграблен во время разрушения храма вавилонянами (3Ездр. 10:22). Есть и ещё несколько версий, которые, впрочем, также говорят, что Ковчег был либо спрятан самими евреями, либо уничтожен вавилонянами. Эти версии отличаются друг от друга лишь деталями.
Существенно же важно то, что Ковчег утрачен. Его нет. Если вдуматься, то это очень странно: почему евреи не смогли уберечь свою главную и абсолютно уникальную святыню? Что это? Воля Божия? Или какая-то удручающая безалаберность?
Конечно, проще всего было бы указать на нравственные преступления еврейского народа, и увидеть в исчезновении Ковчега символ оставления Богом Своего народа.
Но всё же нас — христиан — больше должен интересовать другой вопрос: если еврейский народ утратил свою главную святыню, то не может ли такая же судьба постигнуть и нас? Да, мы все — храмы Божии и жилища Духа, но Дух не живёт там, где царствует грех, и именно в этом контексте о христианах как о храмах Божиих написал свои слова апостол Павел, его слова должны были предостеречь христиан от пренебрежительного отношения к своему нравственному состоянию.
Христос истребил наши грехи на Кресте, они прощены, а мы омыты и освящены, но эти факты должны побудить нас к трезвенной бодрости и благочестию, а не к расслабленности и попустительству. В противном же случае с нами может произойти то же самое, что произошло с избранным народом, — мы рискуем лишиться нашей святыни, то есть пребывания Духа Божия в нас и среди нас.
Божия Матерь была тем человеком, в котором не было какого-либо греха, Она жила среди людей, но Она не была запятнана каким-либо грехом, Она опытно знает, каким образом можно победить грех. А потому и молитва к Ней — лучшее средство борьбы с тяготеющим к греху человеческим естеством. И сегодня Церковь нам напоминает об этом. Очень хочется верить, что это напоминание достигнет каждого из нас!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.