
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Евр., 320 зач., IX, 1-7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В религии Ветхого Завета самой главной святыней был Ковчег Завета. Основные постановления о Ковчеге содержит в себе библейская книга Исход, существенно же важно то, что Ковчег должен был почитаться как объект, символизирующий присутствие Бога среди израильского народа. В эпоху Нового Завета изменилась парадигма отношения Бога и человека, Бог стал Человеком, Он обожил наше естество, а потому высшей вещественной святыней стал сам человек. Именно по этой причине апостол Павел называл христиан храмами Божиими, и говорил, что Дух Божий живёт в христианах (см. 1Кор. 3:16). В Священном Писании Нового Завета есть лишь два отрывка, которые повествуют о Ковчеге Завета, первый из них мы слышим, как правило, лишь в праздники, посвящённые Божией Матери, звучит он и сегодня — в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Отрывок, который читается сегодня в православных храмах во время литургии, взят из 9-й главы Послания апостола Павла к Евреям. Давайте послушаем его и поразмышляем о соотношении вещественных святынь Ветхого и Нового Заветов.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Послание к Евреям совершенно не случайно напоминает о том, как был устроен ветхозаветный храм, особенно же важно в этом напоминании описание Ковчега Завета. Дело в том, что к моменту написания этого послания Ковчег Завета был утрачен.
Существует несколько гипотез, которые высказывают предположения о том, куда именно пропал Ковчег. В канонических, то есть всеми принимаемых книгах Священного Писания, об исчезновении Ковчега ничего не сказано, но об этом есть некоторая информация в неканонических книгах и апокрифической литературе. Так, вторая Маккавейская книга говорит о том, что Ковчег вместе со скинией и кадильным жертвенником был спрятан пророком Иеремией в пещере, находившейся в той горе, с вершины которой Моисей видел обетованную землю (2Макк. 2:4–8). А Третья книга Ездры уверяет, что Ковчег был разграблен во время разрушения храма вавилонянами (3Ездр. 10:22). Есть и ещё несколько версий, которые, впрочем, также говорят, что Ковчег был либо спрятан самими евреями, либо уничтожен вавилонянами. Эти версии отличаются друг от друга лишь деталями.
Существенно же важно то, что Ковчег утрачен. Его нет. Если вдуматься, то это очень странно: почему евреи не смогли уберечь свою главную и абсолютно уникальную святыню? Что это? Воля Божия? Или какая-то удручающая безалаберность?
Конечно, проще всего было бы указать на нравственные преступления еврейского народа, и увидеть в исчезновении Ковчега символ оставления Богом Своего народа.
Но всё же нас — христиан — больше должен интересовать другой вопрос: если еврейский народ утратил свою главную святыню, то не может ли такая же судьба постигнуть и нас? Да, мы все — храмы Божии и жилища Духа, но Дух не живёт там, где царствует грех, и именно в этом контексте о христианах как о храмах Божиих написал свои слова апостол Павел, его слова должны были предостеречь христиан от пренебрежительного отношения к своему нравственному состоянию.
Христос истребил наши грехи на Кресте, они прощены, а мы омыты и освящены, но эти факты должны побудить нас к трезвенной бодрости и благочестию, а не к расслабленности и попустительству. В противном же случае с нами может произойти то же самое, что произошло с избранным народом, — мы рискуем лишиться нашей святыни, то есть пребывания Духа Божия в нас и среди нас.
Божия Матерь была тем человеком, в котором не было какого-либо греха, Она жила среди людей, но Она не была запятнана каким-либо грехом, Она опытно знает, каким образом можно победить грех. А потому и молитва к Ней — лучшее средство борьбы с тяготеющим к греху человеческим естеством. И сегодня Церковь нам напоминает об этом. Очень хочется верить, что это напоминание достигнет каждого из нас!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Общемосковский крестный ход 7 сентября 2025г.;
— 11-й международный культурный форум в Санкт-Петербурге;
— Авторский курс «Культура и религия. История отношений» в рамках Академии журнала Фома;
— Письменная работа как форма проверки знаний в эпоху развития искусственного интеллекта;
— Система образования сегодня — есть ли кризис?
— Роль личности педагога в процессе образования.
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 05.09.2025». Оксана Кавальская, Глафира Базурина
- «Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Владимир, Суздаль». Юлия Ратомская
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Александр Денисов. «Подъём Александровской колонны»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Ну, Настенька, славно мы с тобой прогулялись! Хорошо, что зашли в кафе — отдохнём немного, кофе попьём.
— Да, Маргарита Константиновна, мы с вами сегодня почти 15 тысяч шагов сделали! Но это ещё что. Вот мы с родителями недавно в Петербург ездили — так там каждый день гуляли с утра до самого вечера.
— Понимаю! Я и сама люблю бродить по Петербургу пешком. Рассматривать дома, храмы. Давненько там не бывала... А что тебе, Настенька, больше всего понравилось в городе на Неве?
— Ой, Маргарита Константиновна, всё понравилось! И Эрмитаж, и Медный всадник, и Исаакиевский собор. И, конечно, Александровская колонна на Дворцовой площади. Представляете, на экскурсии нам сказали, что она держится только за счёт собственного веса, и никак не закреплена на пьедестале!
— Да, Александровская колонна, или Александровский столп — удивительный монумент. И правда, трудно представить, что гранитный монолит высотой почти 48 метров, да ещё со скульптурой ангела на вершине, стоит сам по себе. Но это действительно так. Недаром подъём колонны в августе 1832 года называли техническим чудом.
— Даже не представляю, как всё это сделали! Тогда ведь даже подъёмных кранов ещё не было...
— Инженеры сконструировали уникальную для того времени подъёмную систему. Она состояла из деревянных лесов, подпорок, платформ и длинного высокого настила, по которому колонну катили к месту установки. В подъёме Александровского столпа одновременно участвовали две с половиной тысячи человек! Длился он ровно сто минут. Кстати, всё это запечатлел художник Александр Гаврилович Денисов. У него есть картина, которая так и называется: «Подъём Александровской колонны».
— Маргарита Константиновна, а давайте прямо сейчас найдём её в интернете! У меня ноутбук с собой.
— Замечательная мысль!
— Так... Александр Денисов... Вот эта картина, да, Маргарита Константиновна?
— Да, Настенька, это она. Ты как раз открыла сайт Государственного Русского музея в Петербурге, где полотно и находится.
— Ничего себе! Деревянный настил просто гигантский! Шире современного шоссе! Не знаю, какая у него высота, но он явно намного выше деревьев, которые изображены на переднем плане. Над местом установки колонны стоят строительные леса. И в них видно сам столп! Он медленно поднимается вверх.
— Александру Денисову удалось запечатлеть всё величие момента. Он создал своё полотно всего за 5 дней — работал, пока воспоминания и впечатления от события были свежими. Картина очень понравилась императору Николаю Первому, которому, кстати, и принадлежала сама идея монумента.
— Как странно, что я об этом живописце никогда не слышала...
— К сожалению, не многие знают Александра Гавриловича Денисова. Вероятно, потому что его художественное наследие невелико. Ведь он скончался, по сути, начинающим живописцем — в 1834 году, когда ему было всего 23. Впрочем, он успел окончить Императорскую Академию художеств с серебряной медалью. Был учеником Венецианова. Известно, что из-под кисти Денисова вышло около десятка картин. Но до нас дошли лишь две его работы. Одна из них — жанровое полотно «Матросы в сапожной мастерской». Ну, а вторая — «Подъём Александровской колонны», — сейчас перед нами.
— Как же здорово, что художник запечатлел для нас это техническое чудо! Когда я в следующий раз приеду в Петербург и увижу Александровскую колонну, то буду представлять себе картину Александра Денисова.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Журнал от 05.09.2025». Оксана Кавальская, Глафира Базурина

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Константин Мацан, а также директор цифровых проектов журнала «Фома» Глафира БазУрина и продюсер гостевых программ на Радио ВЕРА Оксана Кавальская вынесли на обсуждение темы:
— Общемосковский крестный ход;
— Интервью и дискуссии как способ поделиться духовным опытом;
— Роль прихожан в жизни храмов и церковных общин;
— Нейросети как новый вызов образованию.
Все выпуски программы Журнал