Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В религии Ветхого Завета самой главной святыней был Ковчег Завета. Основные постановления о Ковчеге содержит в себе библейская книга Исход, существенно же важно то, что Ковчег должен был почитаться как объект, символизирующий присутствие Бога среди израильского народа. В эпоху Нового Завета изменилась парадигма отношения Бога и человека, Бог стал Человеком, Он обожил наше естество, а потому высшей вещественной святыней стал сам человек. Именно по этой причине апостол Павел называл христиан храмами Божиими, и говорил, что Дух Божий живёт в христианах (см. 1Кор. 3:16). В Священном Писании Нового Завета есть лишь два отрывка, которые повествуют о Ковчеге Завета, первый из них мы слышим, как правило, лишь в праздники, посвящённые Божией Матери, звучит он и сегодня — в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Отрывок, который читается сегодня в православных храмах во время литургии, взят из 9-й главы Послания апостола Павла к Евреям. Давайте послушаем его и поразмышляем о соотношении вещественных святынь Ветхого и Нового Заветов.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Послание к Евреям совершенно не случайно напоминает о том, как был устроен ветхозаветный храм, особенно же важно в этом напоминании описание Ковчега Завета. Дело в том, что к моменту написания этого послания Ковчег Завета был утрачен.
Существует несколько гипотез, которые высказывают предположения о том, куда именно пропал Ковчег. В канонических, то есть всеми принимаемых книгах Священного Писания, об исчезновении Ковчега ничего не сказано, но об этом есть некоторая информация в неканонических книгах и апокрифической литературе. Так, вторая Маккавейская книга говорит о том, что Ковчег вместе со скинией и кадильным жертвенником был спрятан пророком Иеремией в пещере, находившейся в той горе, с вершины которой Моисей видел обетованную землю (2Макк. 2:4–8). А Третья книга Ездры уверяет, что Ковчег был разграблен во время разрушения храма вавилонянами (3Ездр. 10:22). Есть и ещё несколько версий, которые, впрочем, также говорят, что Ковчег был либо спрятан самими евреями, либо уничтожен вавилонянами. Эти версии отличаются друг от друга лишь деталями.
Существенно же важно то, что Ковчег утрачен. Его нет. Если вдуматься, то это очень странно: почему евреи не смогли уберечь свою главную и абсолютно уникальную святыню? Что это? Воля Божия? Или какая-то удручающая безалаберность?
Конечно, проще всего было бы указать на нравственные преступления еврейского народа, и увидеть в исчезновении Ковчега символ оставления Богом Своего народа.
Но всё же нас — христиан — больше должен интересовать другой вопрос: если еврейский народ утратил свою главную святыню, то не может ли такая же судьба постигнуть и нас? Да, мы все — храмы Божии и жилища Духа, но Дух не живёт там, где царствует грех, и именно в этом контексте о христианах как о храмах Божиих написал свои слова апостол Павел, его слова должны были предостеречь христиан от пренебрежительного отношения к своему нравственному состоянию.
Христос истребил наши грехи на Кресте, они прощены, а мы омыты и освящены, но эти факты должны побудить нас к трезвенной бодрости и благочестию, а не к расслабленности и попустительству. В противном же случае с нами может произойти то же самое, что произошло с избранным народом, — мы рискуем лишиться нашей святыни, то есть пребывания Духа Божия в нас и среди нас.
Божия Матерь была тем человеком, в котором не было какого-либо греха, Она жила среди людей, но Она не была запятнана каким-либо грехом, Она опытно знает, каким образом можно победить грех. А потому и молитва к Ней — лучшее средство борьбы с тяготеющим к греху человеческим естеством. И сегодня Церковь нам напоминает об этом. Очень хочется верить, что это напоминание достигнет каждого из нас!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 266 зач., II, 14-19
Комментирует священник Антоний Борисов.
Современный мир живёт в погоне за комфортом. Во всяком случае, в предельной необходимости комфорта (материального и духовного) как залога счастья, пытается убедить нас реклама. Но существуют вещи, которые всё же важнее житейского удобства. К числу подобных можно точно отнести возможность приносить радость людям. Даже жертвуя при этом тем самым пресловутым комфортом. Об этом рассуждает, в частности, апостол Павел в отрывке из второй главы первого послания к Фессалоникийцам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
15 которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,
16 которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.
17 Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше.
18 И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.
19 Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?
Находясь в стремлении за внешним материальным удобством, мы применяем привычные принципы уже не столько к вещам, сколько к людям. Пытаясь достичь от них комфортного, по нашим представлениям, поведения, мы, по сути, навязываем им своё видение, заставляем окружающих поступать так и не иначе.
Такое поведение прямо противоречит христианскому пониманию человеческой свободы и не слишком далеко ушло от психологии рабства и манипулирования. Ведь, в конце концов, даже с точки зрения обычной человеческой логики меркантильное отношение к людям является, мягко говоря, неблагородным. Но как же тогда нужно относиться к окружающим? Как выглядит христианский подход в данном случае? Помочь разобраться с этим вопросом нам поможет прозвучавший отрывок из послания апостола Павла к христианам Фессалоник (в настоящее время название города звучит как Салоники).
Апостол Павел стал первым христианским миссионером, посетившим Фессалоники. И, как следствие, Павел оказался основателем местной Церкви. Пребывание апостола в городе было недолгим — не более месяца. В результате бунта иудеев он был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины, а затем в Коринф. Однако же мысли о фессалоникийских христианах постоянно заботили апостола. Павел очень переживал о судьбе основанной им общины.
Поэтому сначала он отправил в Фессалоники своего ближайшего ученика Тимофея, а потом написал общине обширное письмо. В нём Павел предстаёт перед нами, с одной стороны, как очень скромный человек, с другой стороны, Павел проявляет предельно ответственное отношение к своей миссии. Он ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды.
Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, зарабатывал на жизнь, трудясь в вечернее и ночное время. Днём же святой проповедовал жителям города, призывая их принять учение Христа Спасителя и через таинство крещения стать частью Церкви. При этом в служении Павла не было никакого самопревозношения, он не делил людей на достойных и недостойных веры в истинного Бога. В отличие от своих гонителей и оппонентов — иудейских проповедников, которые настолько упорно стремились препятствовать миссии Павла, что получили от него коллективное прозвище «сатана».
Апостол пишет, что рад был бы вернуться в Фессалоники и собственными глазами посмотреть на жизнь местных христиан, но враги Церкви сплели интриги и не дали осуществиться задумкам Павла. Апостол, конечно же, был этим опечален, но не впал в уныние. Ведь видел, что служение проповеди не пропало даром, а привело к возникновению благочестивой и крепкой христианской общины. И не было для Павла счастья больше, чем осознавать, что через его труды и помощь радость веры преобразила жизни многих и многих людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Богословские поиски в «Войне и мире». о. Александр Сатомский
У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о богословских поисках Льва Николаевича Толстова, отраженных в романе «Война и мир», в чем они совпадают, а в чем противоречат православному учению.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Изобилие. Нина Юркова
Мы с другом отправились в поход на Кавказ. План был: встать лагерем у подножия горной гряды, и каждый день делать короткие вылазки на местности. Для стоянки решили выбрать место в тени, у реки. Рядом с нашей палаткой расположились лагерем две семьи. Мы быстро подружились с соседями, как потом оказалось, тоже верующими людьми, и вечера проводили вместе, обмениваясь впечатлениями за беседой у костра.
В один из таких вечеров мы разговорились с соседкой, женщиной лет пятидесяти. «Знаешь, — сказала она — мы ведь с мужем весь год очень много и тяжело работаем. Мы фермеры, хозяйство большое, весь день расписан по часам. А сюда приезжаем и выдыхаем. Наконец-то появляется возможность наблюдать красоту. Я сегодня час просидела на горе, и наглядеться не могла: зелень здесь такая сочная, травы пахучие, а какие краски — ни один художник не придумает! Я сидела, а в голове у меня звучало одно слово — изобилие! И вот скажи мне: разве можно, глядя на всю эту красоту, не думать о Том, кто ее создал?! Разве это изобилие, эта гармония в природе не свидетельствуют о Боге?!»
Она замолчала. Каждое сказанное слово находило отклик в моей душе. Мы сидели у костра, над нами было беспредельное небо Кавказа, усеянное звездами, рядом шумела горная река. Мы молчали той наполненной тишиной, которая бывает между людьми, соединенными общим мировоззрением. Мировоззрением в Боге.
«Господи,» — подумалось мне — «Откройся тем, кто еще не знает Тебя! Пусть в том, как прекрасно и мудро устроен этот мир, они увидят не просто результат эволюции, скопление частиц, пусть за всем и над всем этим они увидят Твою любящую руку!»
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение