Евр., 304 зач., I, 10 — II, 3.
Глава 1.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
Глава 2.
1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Античная мудрость гласит: «Истина рождается в споре». К сожалению, на практике всё обстоит несколько иначе. В споре обычно проявляют себя только раздражение и взаимная неприязнь. Священное Писание же призывает нас не дискутировать, не самозабвенно обличать, а с любовью и уважением к собеседнику доносить до него свою позицию — при этом с вниманием выслушивая аргументы противоположной стороны. И самое главное — искать не победы в словопрении, а именно истины.
Прозвучавшее чтение из послания апостола Павла к Евреям служит хорошим примером того, как можно по-христиански пояснять те или иные содержательные вещи. Обращаясь к читателям, происходящим из иудейской среды, апостол Павел постоянно ссылается на важные для своей аудитории тексты. В данном случае апостол цитирует псалмы пророка Давида, в которых речь идёт об обещанном Богом Мессии-Спасителе.
Речь идёт о псалмах сто первом и сто девятом. В них повествуется о Мессии и Его величии, которое превосходит могущество великих ангелов. Ангелы, с точки зрения Библии, только помощники Господа. Мессия же во всём равен Богу. И Павел стремится показать своим читателям, что описанное величие в полной мере принадлежит Иисусу из Назарета — Который является не просто религиозным учителем, а тем самым Сыном Божиим.
Апостол Павел предупреждает христиан из числа евреев — если Бог в прошлом уже наказывал их предков за непослушание в адрес ангелов и пророков, то сугубая кара ждёт тех, кто отказался принять Христа Спасителя. К сожалению, пророчество Павла сбылось — еврейский народ, в большинстве своём Господа Иисуса отвергнувший, на долгое время оказался народом гонимым. Не потому, что Бог решил его наказать. А потому, что иудеи сами отделили себя от источника благодати Господней, а затем встретились лицом к лицу с печальными последствиями своего решения.
Христианство же, благодаря деятельности апостола Павла и, в том числе, его посланию к Евреям, укрепилось в Палестине, в результате чего Иерусалимская Церковь продолжает существовать и в наши дни. Нельзя сказать, что бытие христиан Палестины было и является безоблачным. Многие испытания и гонения пришлось последователям Спасителя пережить в этом регионе. Но Православная Церковь здесь живёт, развивается и продолжает свидетельствовать (иудеям в том числе) об истинности Евангелия.
Чему учит нас сегодняшнее чтение? Во-первых, тому, что нельзя отступать от истины, променивать её на преходящие блага этого мира. Апостол Павел, имевший возможность занять очень выгодное положение в обществе, отверг все карьерные соображения и вместо Талмуда выбрал Евангелие. Такое решение принесло ему много скорбей. Но все они померкли перед лицом дающей радость благодати Божией.
Во-вторых, сегодняшнее чтение говорит нам о важности умения слушать и слышать. Священное Писание ясно и определённо говорило еврейскому народу о том, в чём будет состоять служение Мессии. Но приземлённые представления иудейской элиты оказались для евреев важнее библейского Откровения. Господь не стал вступать в спор с еврейским народом, не стал принуждать его к принятию Христа Спасителя. Но дал через апостола Павла ещё одно убедительное свидетельство о том, что Иисус из Назарета тот самый чаемый Мессия. Принять или нет данное свидетельство, зависело уже от адресатов слов проповедника.
Что это означает на практике? В первую очередь то, что если Господь не принимает за нас решений, не навязывает нам Своей воли, но уважает человеческую свободу, то почему мы считаем, что можем поступать иначе? Никто не утверждает, что необходимо войти в состояние полнейшего безразличия. Вовсе нет. Об истине, добре, Евангелии нужно свидетельствовать. Вопрос заключается в целеполагании. И оно должно быть таким, как описывает его святитель Григорий Богослов (а ему много приходилось общаться с теми, кто заблуждался в вере): «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».
4 декабря. О библейских прообразах
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное».
О библейских прообразах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
4 декабря. О богослужении праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
О богослужении праздника, — священник Августин Соколовски.
4 декабря. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Об иконографии праздника, — протоиерей Василий Гелеван.