
Евр., 304 зач., I, 10 — II, 3.
Глава 1.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
Глава 2.
1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Античная мудрость гласит: «Истина рождается в споре». К сожалению, на практике всё обстоит несколько иначе. В споре обычно проявляют себя только раздражение и взаимная неприязнь. Священное Писание же призывает нас не дискутировать, не самозабвенно обличать, а с любовью и уважением к собеседнику доносить до него свою позицию — при этом с вниманием выслушивая аргументы противоположной стороны. И самое главное — искать не победы в словопрении, а именно истины.
Прозвучавшее чтение из послания апостола Павла к Евреям служит хорошим примером того, как можно по-христиански пояснять те или иные содержательные вещи. Обращаясь к читателям, происходящим из иудейской среды, апостол Павел постоянно ссылается на важные для своей аудитории тексты. В данном случае апостол цитирует псалмы пророка Давида, в которых речь идёт об обещанном Богом Мессии-Спасителе.
Речь идёт о псалмах сто первом и сто девятом. В них повествуется о Мессии и Его величии, которое превосходит могущество великих ангелов. Ангелы, с точки зрения Библии, только помощники Господа. Мессия же во всём равен Богу. И Павел стремится показать своим читателям, что описанное величие в полной мере принадлежит Иисусу из Назарета — Который является не просто религиозным учителем, а тем самым Сыном Божиим.
Апостол Павел предупреждает христиан из числа евреев — если Бог в прошлом уже наказывал их предков за непослушание в адрес ангелов и пророков, то сугубая кара ждёт тех, кто отказался принять Христа Спасителя. К сожалению, пророчество Павла сбылось — еврейский народ, в большинстве своём Господа Иисуса отвергнувший, на долгое время оказался народом гонимым. Не потому, что Бог решил его наказать. А потому, что иудеи сами отделили себя от источника благодати Господней, а затем встретились лицом к лицу с печальными последствиями своего решения.
Христианство же, благодаря деятельности апостола Павла и, в том числе, его посланию к Евреям, укрепилось в Палестине, в результате чего Иерусалимская Церковь продолжает существовать и в наши дни. Нельзя сказать, что бытие христиан Палестины было и является безоблачным. Многие испытания и гонения пришлось последователям Спасителя пережить в этом регионе. Но Православная Церковь здесь живёт, развивается и продолжает свидетельствовать (иудеям в том числе) об истинности Евангелия.
Чему учит нас сегодняшнее чтение? Во-первых, тому, что нельзя отступать от истины, променивать её на преходящие блага этого мира. Апостол Павел, имевший возможность занять очень выгодное положение в обществе, отверг все карьерные соображения и вместо Талмуда выбрал Евангелие. Такое решение принесло ему много скорбей. Но все они померкли перед лицом дающей радость благодати Божией.
Во-вторых, сегодняшнее чтение говорит нам о важности умения слушать и слышать. Священное Писание ясно и определённо говорило еврейскому народу о том, в чём будет состоять служение Мессии. Но приземлённые представления иудейской элиты оказались для евреев важнее библейского Откровения. Господь не стал вступать в спор с еврейским народом, не стал принуждать его к принятию Христа Спасителя. Но дал через апостола Павла ещё одно убедительное свидетельство о том, что Иисус из Назарета тот самый чаемый Мессия. Принять или нет данное свидетельство, зависело уже от адресатов слов проповедника.
Что это означает на практике? В первую очередь то, что если Господь не принимает за нас решений, не навязывает нам Своей воли, но уважает человеческую свободу, то почему мы считаем, что можем поступать иначе? Никто не утверждает, что необходимо войти в состояние полнейшего безразличия. Вовсе нет. Об истине, добре, Евангелии нужно свидетельствовать. Вопрос заключается в целеполагании. И оно должно быть таким, как описывает его святитель Григорий Богослов (а ему много приходилось общаться с теми, кто заблуждался в вере): «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».
Джеймс Барри пьеса «Мэри-Роуз»: «Грех крадёт жизнь»

Фото: PxHere
Сожаление о потраченном напрасно времени — одно из самых горьких. В пьесе «Мэри-Роуз» (её автору, Джеймсу Барри, принадлежит история Питера Пэна, мальчика, не желавшего взрослеть) эта истина вскрывается с потрясающей силой.
Сюжет произведения таков. У берегов Шотландии есть крохотный, но удивительно самодостаточный остров, как бы целый мир в миниатюре. Жители Шотландии его боятся и никогда здесь не высаживаются. Однажды на острове бесследно исчезла маленькая девочка по имени Мэри Роуз. Через две недели Мэри Роуз как ни в чём ни бывало встретила родителей на берегу. Она даже не подозревала, сколько времени провела на острове. Родители, не желая напугать дочку рассказом о том, что произошло, увезли её домой.
Пятнадцать лет спустя взрослая Мэри Роуз приезжает на неделю в Шотландию. Она посещает тот самый остров, собираясь провести там лишь час, и ... вновь исчезает. На этот раз она вернётся только через двадцать пять лет. Вернётся, считая, что не провела на острове и дня.
Метафора, положенная в основу пьесы, ясна.
Остров — ловушка.
Остров обманывает (дьявол всегда так поступает). Он подсовывает подмену, мираж, эрзац.
Вместо необъятного Божьего простора — крохотный замкнутый мирок.
Вместо жизни — пустоту.
А ведь опасности можно было избежать, но, увы, никто не рассказал Мэри-Роуз о её первом исчезновении, не предупредил.
И она вновь попала в ловушку. С нами всё иначе. Нам всё рассказали... Мы не попадёмся?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О страданиях за Христа

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».
О страданиях за Христа — священник Николай Дубинин.
Если мы обратимся к опыту древних христиан, и конечно же, это будут апостолы в первую очередь, мы увидим, что они ценят, радуются и благодарят за страдания. Мы помним, что апостол Пётр, например, предпочёл быть распятым не так, как его Учитель, считая себя недостойным, но попросил распять его вниз головой.
Нам всё это кажется очень странным, однако святые мужи, пребывая в той благодати, понимали, что страдать за Христа есть некое доверие. Не каждый готов вкусить чашу страданий и уподобиться своему Учителю. Не каждый выдержит это. И если человек шёл на страдания и вкушал их, это означало, что он уподобился своему Учителю.
Они благодарили и, более того, призывали, что если страдания выпали на долю христианина, от них не нужно прятаться. Их нужно принять со смирением и благодарением Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема