
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Евр., 315 зач., VII, 1-6.
Глава 7.
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего,- во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодняшний отрывок Послания к Евреям упоминает Мелхиседека — самого загадочного персонажа Ветхого Завета. Говорить о нем очень непросто, потому что нет никакой конкретики, но есть высокие богословские образы, в которых легко можно запутаться.
Об этом человеке говорит 14-я глава книги Бытия, но не вся она посвящена рассказу о нем: история Мелхиседека умещается в трех стихах этой главы. Из книги Бытия мы знаем его имя, знаем, что он был священником Бога Всевышнего, при этом он был и царем Салимским. Оттуда же мы знаем, что Мелхиседек благословил праотца Авраама, это означает, что Авраам видел в нем того, кто может это сделать, видел большего, чем он сам. На этом те знания о Мелхиседеке, которые мы можем почерпнуть из книги Бытия, заканчиваются. Дальше в дело вступает Псалтырь, в частности, 109-й псалом, в нем есть такие слова: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109:4). Все остальные упоминания Салимского царя содержатся лишь в Послании к Евреям. Собственно, на Послании к Евреям мы и основываем свои христианские представления о роли этого человека в Священной Истории.
В сегодняшнем отрывке мы слышали развернутый пересказ книги Бытия, здесь, во-первых, был дан перевод имени «Мелхиседек» — это имя означает «Царь правды», кроме того, раз он был царем Салима, — того места, которое позже станет Иерусалимом — то его имя означает еще и «Царь мира». Уже из этих имен становится понятным, кого символизировал Мелхиседек: он был символом Христа, потому что только ко Христу можно без всяких оговорок применить эти два имени, только Христос и Царь правды, и Царь мира.
Но цель Послания к Евреям не только в толковании образа Мелхиседека, оно говорит еще и о священстве. Ветхий Завет знал только один вид священства: тот, который был установлен при пророке Моисее и передавался от отца к сыну, начиная с брата Моисея Аарона. Но здесь мы видим нечто иное: Мелхиседек появляется задолго до Аарона, при этом его священническое достоинство признает Авраам, Мелхиседек благословляет Авраама, и через это он благословляет и всех его потомков, в том числе и Аарона — главу и первосвященника всех других священников Ветхого Завета. Такое благословение означает, что священство Мелхиседека выше, оно превосходит священство Ветхого Завета. Но что может быть выше? Ответ очевиден: только Бог, явленный нам через Иисуса Христа. Собственно, это и есть основная мысль сегодняшнего апостольского отрывка. С пришествием Христа и с появлением нового священства, того, которое идет от Воплощенного Бога, необходимость в священстве Ветхого Завета совершенно упразднилась.
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова
Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни

Фото: Roman Shalkevic / Unsplash
В сказке про колобка говорится: «на масле пряжён». Что означает данное выражение? Современные дети, да и многие взрослые не знают. И это объяснимо, ведь сказка придумана давно, и с тех пор некоторые слова вышли из обихода. Слово «пряжён» образовано от глагола «пряжити», то есть жарить в большом количестве масла. По сути, колобок — это современный круглый пончик.
Зачастую литературные произведения используют описания блюд, но всегда ли нам понятно, о чём идёт речь? Вот, например, Митрофанушка из комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Что комичного в том, что он съел, по его словам, всего: «Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть»?
Театральные зрители того времени находили это очень смешным. Давайте разберёмся, почему. Ломтик, ломоть в 18–19-х веках как мера веса составлял примерно 700 грамм. Соответственно, съел Митрофанушка 3 ломтика, то есть 2 килограмма мяса. А потом дополнил трапезу пятью подовыми пирогами с начинкой. Каждый из них весил примерно 400 грамм. Подовыми они назывались потому, что готовились на поду — в той части печи, где температура была особенно высокой.
Также многие слова ушедшего быта связаны с царём чайного стола — самоваром.
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар».
Это отрывок из пушкинского романа «Евгений Онегин». В нём не просто так используется глагол «шипел». Раньше люди по звуку различали, на какой стадии находится процесс закипания воды, и когда нужно заваривать чай, а когда разливать по чашкам. В литературных произведениях русских классиков можно прочитать, что самовар шумел, ворковал, разговаривал, пел, свистел, клокотал, уютно посапывал. Про самовар и загадок было много. Например: «Огонь да вода, посерёдке труба».
Встречается в литературе и такое забытое выражение, как «кислые щи». У Пушкина в «Арапе Петра Великого» читаем: «А кто виноват, — сказал Гаврила Афанасьевич, напеня кружку кислых щей. — Не мы ли сами?»
Кислые щи — это вовсе не суп, а напиток, подобный квасу. И раньше он был вполне популярным, а теперь почти забыт. Однако обогатил наш язык ироничным выражением «профессор кислых щей» — о человеке, имеющем много бесполезных знаний.
Хорошо, что многие слова остаются не только в истории, но и в языке.
Все выпуски программы: Сила слова
- Что такое народная этимология
- Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни
- Что означают имена сказочных героев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов