
Еф., 234 зач., VI, 18-24.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых 19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, 20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно.
21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, 22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.
23 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Издревле считалось, что Бог может говорить с людьми через Своих пророков. Для того, чтобы узнать о себе Его волю, достаточно найти такого человека и спросить, чего же от меня хотят небеса, как мне поступить, чтобы не совершить ошибки, которая может сказать негативно на всей моей жизни. Подобные проводники в другой мир существовали всегда и во всех культурах. Так, в античном мире своими пророчествами славилась пифии и сивиллы, жрицы греческих богов. В более примитивных культурах издревле существует институт шаманов. Да и в современном, цивилизованном мире, можно встретить разного рода гадалок, магов, экстрасенсов и других, кто готов за определенную сумму открыть человеку тайны другого мира. Чем все они похожи друг на друга? Для того, чтобы открыть человеку, что о нем думает высшая сила, им совершенно не важно, его внутреннее состояние. Говоря языком рыночных отношений, вы клиент. Ваше душевное расположение никак не влияет на качество откровения. Совершенно безразлично, верите вы в иной мир и высшую силу, или сомневаетесь, все сделают за вас. Так работает магия. Произносится магическая формула, совершаются ритуальные действия, и вот вам гарантированный результат.
Иначе обстоит дело в христианстве. Бога нельзя сделать заложником оккультных манипуляций. Он открывает свою волю лишь тогда, когда посчитает это необходимым. Тогда, когда это нужно для человека. Кроме того, Он учитывает готовность и способность человека расслышать и понять Его слово. Ведь оно должно прижиться в нашей душе, а не отскочить от нее как горох от стенки. Оно должно принести плод. Но и это еще не все. Он также учитывает духовное состояние того, кто говорит. Именно поэтому обращаясь к своим слушателям, апостол Павел просит у них, чтобы они усерднее молились за него. Это необходимо как для того, чтобы Бог дал ему слово, так и для того, чтобы те, для кого оно предназначено, смогли принять его, извлечь из него пользу.
Это очень важный момент. Христианство — это не религия формального обряда и ритуала. В первую очередь это религия живого, личного общения с Богом. С Ним необходимо поддерживать диалог так же, как мы поддерживаем его с близкими людьми. Это и становится доступным для нас в молитве. Лишь тот, кто умеет молиться, тот, кто постоянно понуждает себя к молитве, начинает понимать, что не всегда нам полезно услышать слово Божие в ответ на наши вопросы. Не всегда мы к этому готовы. Ровно как, он начинает понимать и то, что если Бог хочет нам ответить, то Его слово способно прийти к нам самым неожиданным путем: не только через пророка или священнослужителя, но и через простых людей, которые нас окружают, и даже через сами жизненные обстоятельства.
19 мая. О свидетельстве Христа о Боге Отце

В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня».
О свидетельстве Христа о Боге Отце — священник Николай Конюхов.
Люди не узнали в Христе Мессию, потому что у них были определённые представления и о Боге Отце, и о грядущем Мессии Израиля. И поэтому в их сердца не входили те слова, которые говорил Христос.
И когда Господь сам свидетельствовал, что Он пришёл от Отца, то, к сожалению, это свидетельство не входило в сердца иудеев, поскольку у них и об Отце было достаточно ложное представление. Они не могли представить, что вот Бог сам придёт в этот мир пострадать за людей, что предстоит Ему претерпеть множество испытаний, искушений и в итоге быть убитым и воскреснуть в третий день. И поэтому они не принимали свидетельства Господни.
Для нас очень важно знать, кто наш Отец, и периодически проверять: а наши представления правильные, они соответствуют действительности, или мы пытаемся Бога поместить в свои собственные представления? А для этого необходимы две вещи.
Первое — это знание традиции, знание того предания, толкования, которое существует. То есть мы знаем Священное Писание и как это Писание понималось в Церкви.
А второе — это личный религиозный опыт, когда мы общаемся с Богом, и Он становится для нас не чем-то абстрактным, не чем-то высоким, находящимся за тридевять земель где-то на седьмом небе, а близким Отцом по-настоящему, как мы молимся «Отче наш». Это не просто некое обращение. А если посмотреть еврейский оригинал, там слово «авва-отче», то есть «отец-папа» — такое тёплое обращение к Отцу.
Хочется в сегодняшний день пожелать, чтобы для всех для нас Бог стал именно таким близким небесным Отцом, к которому мы с любовью относимся.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем

Сегодня 19 мая. В день празднования памяти ветхозаветного праведного Иова Многострадального в 1868 году родился император Николай Второй.
О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем — протоиерей Михаил Самохин.
Даже святых людей не всегда называют при рождении по святцам. Так и император Николай II, родившийся по старому стилю 6 мая 1868 года в Царском Селе, получил традиционное для Романовых имя Николай, в память о старшем брате своего отца, собственном дяде, российском цесаревиче Николае Александровиче, который умер молодым в 1865 году.
В Европе этот день на календаре был обозначен как 18 мая. Сейчас разница между календарями увеличилась, и 6 мая по юлианскому календарю — по григорианскому календарю уже 19 мая. Однако для Церкви ничего не поменялось, и днём рождения последнего российского императора, страстотерпца Николая Александровича, остаётся день памяти Иова Многострадального.
Несмотря на то, что император не носил имя Иова, духовная связь его с этим персонажем Ветхого Завета очевидна, и прежде всего в безропотном принятии от Бога всего, что Господь посылает, в твёрдой вере и уповании на Спасителя, даже до смерти. За это Николай Александрович и вся его семья получили венцы святых царственных страстотерпцев.
Нам тяжело подражать такому подвигу. Но всё же путь святости, заповеданный каждому из нас, состоит именно в благодарном следовании по пути спасения, уготованному Господом.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. Об уроках жизни святого Иова

Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, который жил за две-полторы тысячи лет до Рождества Христова.
Об уроках жизни святого Иова — протоиерей Василий Гелеван.
Святой праведник Иов учит нас доверию. Без доверия нет веры. Если хочешь верить в Бога, научись доверять Ему.
Мы верим в Отца Вседержителя, а это значит, верим в то, что Он всё держит в руках. Он заботится, Он исцеляет души, как великий хирург. Иногда эти методы нам кажутся болезненными, но мы верим, что так и нужно для нашего спасения.
Праведный Иов точно не заслуживал таких страданий. Он святой жизни человек. Вот другие заслуживали. Были в его время грешники, каких следовало бы наказать. Но Бог терпит их до поры до времени. А Иову посылает скорби не в наказание, а для того, чтобы закалить его в верности.
Близкие предлагают Иову похулить Бога, отнявшего у него всё: богатство, здоровье, жизнь родных людей, всё, что составляло радость жизни. Бог дал, Бог взял.
Достоевский напишет позднее в том же ключе: «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной».
Все выпуски программы Актуальная тема