
Еф., 234 зач., VI, 18-24.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых 19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, 20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно.
21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, 22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.
23 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Издревле считалось, что Бог может говорить с людьми через Своих пророков. Для того, чтобы узнать о себе Его волю, достаточно найти такого человека и спросить, чего же от меня хотят небеса, как мне поступить, чтобы не совершить ошибки, которая может сказать негативно на всей моей жизни. Подобные проводники в другой мир существовали всегда и во всех культурах. Так, в античном мире своими пророчествами славилась пифии и сивиллы, жрицы греческих богов. В более примитивных культурах издревле существует институт шаманов. Да и в современном, цивилизованном мире, можно встретить разного рода гадалок, магов, экстрасенсов и других, кто готов за определенную сумму открыть человеку тайны другого мира. Чем все они похожи друг на друга? Для того, чтобы открыть человеку, что о нем думает высшая сила, им совершенно не важно, его внутреннее состояние. Говоря языком рыночных отношений, вы клиент. Ваше душевное расположение никак не влияет на качество откровения. Совершенно безразлично, верите вы в иной мир и высшую силу, или сомневаетесь, все сделают за вас. Так работает магия. Произносится магическая формула, совершаются ритуальные действия, и вот вам гарантированный результат.
Иначе обстоит дело в христианстве. Бога нельзя сделать заложником оккультных манипуляций. Он открывает свою волю лишь тогда, когда посчитает это необходимым. Тогда, когда это нужно для человека. Кроме того, Он учитывает готовность и способность человека расслышать и понять Его слово. Ведь оно должно прижиться в нашей душе, а не отскочить от нее как горох от стенки. Оно должно принести плод. Но и это еще не все. Он также учитывает духовное состояние того, кто говорит. Именно поэтому обращаясь к своим слушателям, апостол Павел просит у них, чтобы они усерднее молились за него. Это необходимо как для того, чтобы Бог дал ему слово, так и для того, чтобы те, для кого оно предназначено, смогли принять его, извлечь из него пользу.
Это очень важный момент. Христианство — это не религия формального обряда и ритуала. В первую очередь это религия живого, личного общения с Богом. С Ним необходимо поддерживать диалог так же, как мы поддерживаем его с близкими людьми. Это и становится доступным для нас в молитве. Лишь тот, кто умеет молиться, тот, кто постоянно понуждает себя к молитве, начинает понимать, что не всегда нам полезно услышать слово Божие в ответ на наши вопросы. Не всегда мы к этому готовы. Ровно как, он начинает понимать и то, что если Бог хочет нам ответить, то Его слово способно прийти к нам самым неожиданным путем: не только через пророка или священнослужителя, но и через простых людей, которые нас окружают, и даже через сами жизненные обстоятельства.
Шоколадки с ароматом ладана. Ксения Хайсанова
«Надо всех любить, всех жалеть, за всех молится» — эти слова любил повторять иеродиакон из Оптиной пустыни. Илиодор (Гайриянц)
Отца Илиодора всегда было видно и слышно издалека. Его голос обычно доносился из центра небольшой толпы. Люди сбивались в стайку вокруг отца диакона, а он с широкой улыбкой что-то рассказывал, отвечал на вопросы, дарил гостинцы
Наша первая встреча с ним произошла так: примерно 8 лет назад, мы с папой шли в часовню к новомученикам, я тогда еще на коляске передвигалась, а отец Илиодор из этой часовни выходил.
О чем-то спросил папу, потом меня:
— Как тебя зовут?
— Ксения
— Подожди... — он достал из кармана рясы помянник, — Ксения. Запишу. Господь тебе поможет.
Убрал помянник в карман, а вынул оттуда маленькую шоколадку. Она насквозь пропиталась ароматом ладана.
— Держи, — протянул отец Илиодор с улыбкой.
Ещё помню, как в другой раз мы приехали с мамой в Оптину на день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Наша паломническая группа состояла из детей-инвалидов и их мам. Все мы проходили лечение в одном из санаториев Калужской области. Моя душа тогда ликовала. Я — в любимой Оптиной! И довелось приложиться к мощам святого Амвросия в день его праздника!
Мы вышли из храма и тут к нам стремительно подошел отец Илиодор. Он, видимо, собирался уезжать по делам, но, увидев группу детей, остановился.
— Детей надо накормить! — сказал отец диакон и велел нам идти в чайную. Сам отлучился, а потом вернулся с двумя большими пакетами. В них были шоколадки. Отец Илиодор вложил угощение в ладошку каждому из ребят.
— Жаль не могу побыть с Вами подольше, ждут — извинился наш знакомый и ушел так же быстро, как появился. На сердце у меня осталось много-много любви. Будто каждый из нас стал самым дорогим человеком на свете для этого доброго монаха.
Осенью 2020 года отец Илиодор попал в больницу. Многие, кто с ним общался, просили молитв. Казалось, здоровье у нашего доброго диакона — богатырское. Мощный, сильный, живой, всегда радостный!
26 октября 2020 года отец Илиодор преставился ко Господу. Когда я узнала, стало очень больно.
Я спрашивала сама себя: «Ксюша, ты чего? Так больно должно быть тем, кто близко знал отца Илиодора, а ты... Несколько встреч, несколько подаренных шоколадок, добрая улыбка — вот и всё что нас связывало».
Но я плакала и плакала, вспоминая, то улыбку, то голос, то его взгляд, то шоколадки... Спустя время скорбь сменилась тихой радостью о том, что отец Илиодор теперь с Господом, а еще о том, что Бог подарил мне эти несколько встреч. Ведь такие люди — настоящие светочи Христовы, и когда мы с ними хоть на мгновение соприкасаемся, не можем остаться прежними. Их доброе отношение меняет нас, открывая, что такое христианская любовь, к которой призван каждый из нас. Эти люди вдохновляют и нас на проявление любви к ближнему.
Теперь, когда я унываю, вспоминаю отца Илиодора Душевная тоска сразу рассеивается, становится радостно. Господи, дай и мне стяжать хоть немного той любви по отношению к близким, какую я чувствовала от этого доброго человека.
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение
27 октября. О пророчестве Христа о Себе Самом

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
О пророчестве Христа о Себе Самом — священник Родион Петриков.
В данных словах нам нужно обратить внимание на первое слово «должно». Оно указывает не на слепой рок, а на глубокий божественный замысел. Страдание Христа — это не случайная трагедия, а исполнение воли Божией, предсказанное ещё пророками.
Он должен быть отвергнут религиозными лидерами своего народа, теми, кто, казалось бы, больше всех должен был узнать в Нём Мессию. Это пророчество показывает нам две важные вещи. Во-первых, предельную честность Христа Спасителя. Он не обманывал учеников и не сулил им легкой жизни, а с самого начала открывал им всю горькую и божественную правду о Своей миссии.
Во-вторых, оно открывает природу нашего спасения. Спасение пришло не через триумфальную силу сверхчеловека и сверхпобедителя, а через добровольное страдание истинного Бога и истинного человека, через Его отвержение, смерть, побеждённую Его воскресением.
Так, любая наша надежда должна корениться именно вот в этом «должно», в том, что путь через крест ведёт к жизни вечной.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 октября. О довольствовании тем, что имеем

В 4-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть».
О довольствовании тем, что имеем, — священник Николай Дубинин.
В Послании к филиппийцам апостол Павел пишет очень драматичные вещи, очень сердечные. Он говорит: «Братья, вы обо мне заботились, да и я сам научился быть довольным всем тем, что у меня есть. Я умею жить в скудости, — он говорит, — умею жить в изобилии. И научился всему, чтобы насыщаться и терпеть голод, быть и в изобилии, и в недостатке».
Вот эта универсальность и способность Бога благодарить за всё, что есть, она должна быть приличной каждому христианину. Нельзя быть добрым христианином только тогда, когда у тебя всё хорошо.
Иногда от нас требуется подвиг — благодарить Бога и со смирением принимать и скорби, и недостатки, и тесноту, которая выпадает нам в жизни.
Именно это и есть существенный подвиг настоящей христианской жизни — оставаться Богу благодарными за всё: и за хорошее, и за те испытания, которые выпадают нам в жизни. Этим и проверяется наша подлинная вера и доверие Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема







