Еф., 222 зач., II, 19 - III, 7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Как сегодня мы поймём фразу, если кто-нибудь скажет нам, что он совершенно свой для начальства? Поймём однозначно, что ему, в силу родства или дружбы с руководителем, можно чуть больше, чем всем остальным. Правильно это или нет, неважно. На уровне бытового сознания это понимается именно так. Но как бы мы поняли того, кто сказал бы нам, что он свой самому Богу? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2 и 3 глав послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Глава 3.
1 Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.
2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,
3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),
4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,
5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,
6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.
Отношения язычников с богами были подобны отношениям патрона и клиента. Хотя какого-то явного заключённого договора между ними могло не существовать, по факту предполагалось, что люди приносят жертвы, в то время как боги их охраняют и оберегают. Собственно, именно этот жертвенный аспект почитания воспринимался как самый важный. Никто не стремился к дружбе с богами, к каким-то личным отношениям с ними. Понимая это, можно себе представить, как звучала для язычников проповедь апостола Павла, говорившего, что Сам Бог Творец стал человеком, ради того, чтобы спасти людей от смерти и приблизить их к себе. Причём слово, которое в русском переводе звучит как «свои» буквально в греческом означает домашних, то есть родственников и близких друзей семьи. Думаю, что это было для бывших язычников чем-то совершенно потрясающим. Бог Творец к тебе не безразличен, Он заинтересован в твоей судьбе, в том, как ты живешь. Вместе с тем, изменения происходят и на уровне межчеловеческих отношений. Ведь есть те, кто вместе с тобой поверил в Него как Господа и стал твоим братом или сестрой. И вместе друг с другом и с Богом вы в этом мире не чужие друг другу, вы собраны в одном доме, который называется Церковью. И речь не про здания, ведь никаких специальных зданий у христиан в то время не было. Речь про собрание людей, которых объединил Христос, став для них фундаментом и мерилом всякой правды.
Но что такая близость означала на практике? Ведь дело не только в некоторой эмоциональной составляющей. Конечно, новая вера, как и новые отношения с людьми предполагали и новые поступки. Но какие?
Помню, как один мой знакомый учился заочно в семинарии. Он был из того же города и из той же среды, поэтому многих преподавателей хорошо знал и даже дружил с ними. Казалось бы, учиться ему от этого должно было быть только легче, ведь все готовы были проявить к нему снисхождение. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что учиться ему очень тяжело, потому что он не мог плохо выучить предмет, если знал, что принимать экзамен будет его знакомый или друг. Для него это значило только одно — он должен знать предмет максимально хорошо.
Думаю, что нечто подобное имеет в виду апостол, говоря о том, что ученики призваны возрастать в святой храм в Господе. Человек, который стал для Бога «своим» не может на этом основании расслабиться и посчитать, что теперь в духовной жизни у него схвачено и можно ничего не делать. Напротив, почувствовав себя любимым и желанным в доме Божием, он будет ещё искреннее стремиться исполнить Его дело в мире.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Здрасть, спс». Что мы сокращаем и зачем
Не удивляйтесь. Сегодня мы поговорим о сокращениях в письменной речи, а точнее, в интернет-общении и телефонных сообщениях.
Сокращение слов именно в переписке появилось с зарождением телеграфа, когда плату за послание брали пословно, а не побуквенно. Поэтому выгодно было писать меньше слов, сокращая их так, чтобы можно было восстановить смысл. Например, во время Первой мировой войны появились слова «командарм» (командующий армией) или «наштакор» (начальник штаба корпуса) — одно слово вместо трёх!
По этой же причине наши мамы и папы писали в телеграммах «поздравляю днём рождения», не желая платить лишние деньги за предлоги.
Сами по себе сокращения — это вполне естественное языковое явление, вспомним аббревиатуры, например, МГУ или ВДНХ. Но в наше время сокращения слов в основном популярны в интернет-переписке или в телефонных сообщениях, и продиктовано это вовсе не экономией финансов и не экономией места на странице, а экономией времени.
В стремительном ритме общения, когда человек одновременно может писать комментарий в соцсетях, общаться в мессенджере и договариваться с друзьями по смс — без сокращений трудно обойтись.
Как же относиться к этим «КМК» (как мне кажется), «ДР» (день рождения) и «СПС» (спасибо). Думаю, это реальность нашего времени, которую стоит принять. Не нужно бояться, что сокращения как-то испортят наш язык, ведь они употребляются в узкой сфере интернет-переписки и не используются, к примеру, в литературе или научных трудах. Лично я иногда употребляю сокращения в чатах или смс. Но, разумеется, только с теми людьми, которые это понимают и сами используют.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Деньги на бочку» и другие морские выражения
Многие из нас в детстве читали книги о морских сражениях, доблестных моряках и пиратах. И до сих пор в памяти остались такие выражения, как «право руля», «отдать паруса», «свистать всех наверх» и прочие колоритные фразы. Морские термины и выражения продолжают существовать в обычной повседневной речи, став фразеологизмами. Например, мы говорим «держаться курса», «нестись на всех парусах». Желаем кому-то «семь футов под килем» или «попутного ветра». Как же в нашей сухопутной жизни появились эти речевые формулы, ведь большинство из нас не моряки?
А вот как. Выражение становится крылатым, если со временем его исконное значение приобретает переносный смысл.
Распространенным является мнение, что морские слова и выражения пришли к нам в эпоху царя Петра I, когда в Россию прибыло много профессиональных моряков, корабелов, фабрикантов из Европы. Однако первые термины пришли к нам еще в X-XI веках из Византии, с которой у нас были тесные связи. Слова парус, якорь, корабль — греческого происхождения.
А начиная уже с Петровской эпохи, появились голландские и английские слова: руль, аврал, компас и другие.
Прошло время, и многие морские выражения стали фразеологизмами:
Держи нос по ветру;
Мелко плаваешь;
Остаться за бортом;
Быть на мели;
Взять на буксир;
Прибыть в тихую гавань.
А еще есть отличные пословицы:
«Не спи, моряк, проспишь путину». Или: «Как корабль назовёшь, так он и поплывет».
Эти выражения делают нашу речь колоритной, добавляют немного морской соли в разговор и надувают паруса хорошей беседы.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как разговаривать с насмешливыми людьми, если вас это раздражает?
Умение эффектно и остроумно говорить — ценное качество. В любой компании рады хорошему рассказчику и весельчаку. Но бывает и так, что наш собеседник слишком насмешлив, не пропустит повода, чтобы не подшутить над ситуацией или человеком. Такая манера общения не только бывает обидна для окружающих, но и заставляет смотреть на мир однобоко — глазами критика. К тому же чрезмерная насмешливость отвлекает внимание от сути беседы, а зачастую снижает уровень разговора. Например, вы хотели поговорить на важную тему, затронуть глубокие смыслы — а вам в ответ: «Ты что такой серьёзный? Не позавтракал?»
Зачастую за подобными насмешливыми словами человек скрывает неуверенность, нежелание углубляться в беседу, а иногда и попытку доминировать. Что же делать, если вам приходится общаться с насмешником?
Совет первый: спокойно пропускайте якобы «искромётные» шутки и продолжайте свою линию разговора. Через некоторое время ваш собеседник поймёт, что нужно изменить тактику.
Совет второй: отвечайте, давая альтернативную оценку ситуации. Например, ваш собеседник иронично высказался о вашей новой машине. Скажите в ответ: да, недостатки есть, но зато она очень нравится моей маме.
Совет третий: скажите в лицо, что вас не устраивает такой формат общения. Пусть собеседник поймёт, что его язвительные слова — это вариант осуждения и вам это кажется неприемлемым.
Хотелось бы, чтобы насмешники поняли, что выбранный ими формат общения может даже испортить жизнь. Вспомним жену царя Давида, Мелхолу, которая уничижила его в сердце своём. Она посмеялась над самым дорогим для него — любовью к Богу — и навсегда потеряла уважение супруга.
Давайте постараемся сдабривать наше общение приятной шуткой, а не насмешкой и, главное, будем отличать одно от другого.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова